Анализ работы отделения профилактики семейного неблагополучия. Сущность социальной профилактики семейного неблагополучия. Направление деятельности, мероприятия

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

Цель программы: формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства

Характеристика проблемы

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности ребенка. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей: оно носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата эмоциональности в отношениях со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье неизбежно приводят к нарушениям эмоционального развития, и могут отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.

Все эти тревожные показатели детского и семейного неблагополучия свидетельствуют о необходимости принятия действенных мер по улучшению ситуации со стороны школы и учреждений, ведущих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Цель программы : формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

Задачи программы:

  • снижение числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, числа лишений родительских прав;
  • совершенствование комплексной системы социальной адаптации и реабилитации детей и семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, в социально опасном положении;
  • повышение уровня родительской компетентности и ответственности, в том числе путем популяризации позитивного опыта семейной жизни;
  • создание условий для стабилизации ситуации в семье, мобилизация внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей;
  • формирование здорового образа жизни, привлечение к спорту, активному отдыху и культурному досугу детей и семей, воспитывающих детей.

Целевые группы:

  • семьи с детьми;
  • социально неблагополучные семьи, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;
  • дети, в том числе дети из социально неблагополучных семей;
  • родители, в т.ч. родители, не выполняющие надлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды;
  • администрация, классные руководители, учителя – предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи

Программы ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства опирается на нормативно-правовую базу:

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Ожидаемые результаты:

  • Эффективное функционирование межведомственной системы комплексной реабилитационно - профилактической работы с семьями на ранней стадии семейного неблагополучия, и семьями, находящимися в социально опасном положении;
  • снижение численности детей, родители которых лишены родительских прав;
  • снижение числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
  • увеличение доли семей с детьми, охваченных первичной профилактикой;
  • внедрение в практику работы инновационных услуг и технологий работы, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;

№ п/п

Направления и формы работы

Дата проведения

Ответственные

Диагностика семейного неблагополучия.

Составление социально-психологических паспортов семей

Сентябрь

Соцпедагог

Анализ состояния здоровья детей

Сентябрь

Медработник

Анкетирование детей и родителей

Октябрь

Соцпедагог

Психологическое тестирование детей и родителей

Ноябрь

Педагог-психолог

Наблюдение специалистов лицея

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

Консультации и беседы специалистов

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

Рейды в семью

Весь период

Соцпедагог

Кл. руководители

Привлечение ребенка в кружки и секции на базе лицея

Весь период

Соцпедагог

Кл. руководители

Обеспечение летней занятости ребенка (ЛОЛ и площадка вечерней занятости при лицее)

Июнь-август

Соцпедагог

Кл. руководители

Групповая работа с родителями и детьми из неблагополучных семей

Занятия с элементами социально-психологического тренинга по программе для родителей и подростков «Взаимодействие»

По мере формирования группы

Педагог-психолог

Родительский лекторий:

  • Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка;
  • Безопасность ребенка;
  • Что значит любить своего ребенка;
  • Почему ребенок становиться «трудным»

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Апрель

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

Проведение семейных праздников:

  • Наша дружная семья;
  • День матери;
  • Новый год;
  • День защитников Отечества;
  • День семьи.

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Май

Зам по УВР

Кл. руководители

Проведение спортивных мероприятий:

  • Мама, папа, я - спортивная семья;
  • Веселые старты;
  • Эстафета к 23 февраля «Мы сильные, смелые, ловкие»;
  • Туристический поход в лес.

Октябрь

Декабрь

Февраль

Май

Зам по УВР

Кл. руководители

Профилактика семейного неблагополучия.

Родительский всеобуч:

  • О поощрении и наказании;
  • Типы семей и стили семейного
    воспитания;
  • Культурные ценности семьи и их значение для ребенка;
  • Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

В рамках родительских собраний

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Кл. руководители

Просвещение родителей (через сайт, пресс-центры лицея)

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Просвещение педагогов (Приложения 1-5)

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Семинары для педагогов:

  • Почему учиться трудно или причины школьной дезадаптации;
  • Причины детского и подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи детям в кризисных ситуациях

Ноябрь

Март

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Кл. часы для учащихся(1-11 кл.)

  • Я и мои друзья;
  • Я и моя семья;
  • Что такое ответственность?
  • Как справиться с плохим настроением?
  • Способы решения конфликтов с родителями.

Весь период

Кл. руководители

Список литературы:

  1. Л.В. Байбородова Взаимодействие школы и семьи.- Ярославль, Академия развития, 2003.
  2. И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков.Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  3. Н.И. Дереклеева Родительские собрания 5-11 классы. - Москва, ВАКО, 2004.
  4. Н.П.Капустин. Педагогические технологии адаптативной школы.-Москва. ACADEMA, 1999.
  5. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - Хабаровск, 2004.
  6. Материалы исследований творческой группы СПбАППО под руководством О.Е. Лебедева.
  7. В.М. Минияров Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.
  8. Р.В. Овчарова Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.
  9. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. - Мн.: АПО, 2010.
  10. Ушинский, К Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. -М., 1988.
  11. Т. Ю. Хямяляйнен Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.
  12. Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий. – Санкт-Петербург, СПбАППО, 2005.
  13. Н.Е. Щуркова Школа и семья. Педагогический альянс. – Москва, Педагогическое общество России, 2004.
  14. Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Настольная книга учителя. Москва. Педагогическое общество России. Профессиональная культура педагога. 1999.

Приложение 1

На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

  1. Совместная работа со службами системы профилактики безнадзорности, преступлений, правонарушений:

2. Источники информации о семейном неблагополучии:

  • Классные руководители;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Жители города;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

3. Дополнительные источники информации:

  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

4. Показатели негативного влияния семьи на ребенка.

4.1 нарушения в поведении: бродяжничество; агрессивность; хулиганство; кражи; вымогательство; правонарушения и преступления; аморальное поведение; неадекватные реакции.

4.2 нарушения в развитии: низкая успеваемость; уклонение от учебы; неврозы; отсутствие навыков личной гигиены; подростковый алкоголизм и проституция, недоедание, болезни.

4.3 нарушения в обшении: конфликты с родителями и педагогами, частое употребление ненормативной лексики, контакты с криминогенными группировками.

5. Приемы работы с неблагополучными семьями и детьми:

  • Консультирование родителей и детей;
  • Просвещение родителей и детей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Создание клубов по интересам;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Помощь общественных организаций;
  • Административные штрафы;
  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав;

Приложение 2

Что такое неблагополучная семья?

Неблагополучными семьями называют такие семьи, в которых присутствуют какие-либо из следующих тенденций:

  • злоупотребление алкоголем и/или наркотиками;
  • излишества в поведении, такие, как чрезмерное пристрастие к еде, работе, уборке, игре, денежным тратам, диетам и т.д.;
  • физическое насилие над супругом и/или над детьми;
  • неподобающее сексуальное поведение одного из родителей по отношению к ребенку, варьирующее от развращения до инцеста;
  • игнорирование эмоционального состояния детей;
  • суровая дисциплина или отсутствие всяких правил и дисциплины в семье;
  • явное предпочтение одного ребенка другому;
  • постоянные споры и напряженность;
  • длительные периоды времени, когда родители не разговаривают друг с другом;
  • родители имеют разные системы ценностей или противоречат друг другу, борясь за лояльность ребенка;
  • родители соревнуются друг с другом или с детьми;
  • один из родителей не может наладить отношения с другими членами семьи и поэтому усердно избегает их, в то же время, обвиняя их в замкнутости;

Детям из таких семей обычно присущи общие характерные черты:

  • они приходят к убеждению, будто оставаться самим собой, то есть, быть искренним, отнюдь не безопасно, и поэтому стараются надеть на себя маску;
  • они не уважают себя и не ценят;
  • не веря в собственные силы, они начинают искать кого-то, кто мог бы за них решить их проблемы, или же пытаются подчинить себе других;
  • часто они считают, что должны удовлетворять потребности родителей;
  • они могут научиться извлекать выгоды из царящей в доме атмосферы хаоса, из семейных драм и кризисов, и создавать подобные ситуации в своей последующей жизни;
  • у них отмечаются задержки эмоционального развития;
  • они нередко испытывают чувство страха и неуверенности в себе;
  • подвергнувшись в детстве мучениям, они сами могут впоследствии мучить себя и/или других людей;
  • у них налицо весь спектр отрицательных эмоций: страх, стыд, сознание своей ненужности, гнев, раздражение, чувство недоверия и неуважения к окружающим, ощущение собственно никчемности и беспомощности, чувство одиночества; при этом они не знают, что с этими чувствами делать;
  • у детей, выросших в таких семьях, до некоторой степени повреждена способность чувствовать других людей и строить свои отношения с ними.

Что нужно знать классному руководителю о семье учащегося?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

Приложение 3

При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:

  1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
  2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
  3. Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
  4. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
  5. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
  6. Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье. С опорой на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
  7. Устранение чувства вины родителей за свою несостоятельность.

Приложение 4

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
  3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
  4. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
  5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
  6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

Приложение 5

Алгоритм беседы классного руководителя с родителями учащегося.

1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники)

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании)

3. Каковы причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять со стороны родителей, школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, принципов, подходов к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)


Разделы: Социальная педагогика

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

А. С. Макаренко

Обоснование актуальности статьи

Наш поселок находится в десяти километрах от города Назарово – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильным. Птицефабрика пять лет назад была образцовым хозяйством не только в крае, но и в России. Сейчас это предприятие, оказалось не рентабельным и бесперспективным.

Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился социальный пессимизм.

Это одна из причин социальной нестабильности поселка, снижения нравственных устоев в семье, в молодежной и подростковой среде.

Только за последние два года у нас почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина- отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривации, физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.

На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

  • Органы социальной защиты населения
  • Отдел образования;
  • Органы внутренних дел;
  • Здравоохранения;
  • Отдел по молодежной политики;
  • Служба занятости населения;
  • Сельская администрация;
  • РКДН.

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

  • Классные руководители;
  • Воспитатели д/с;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Жители поселка;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%

  • Бродяжничество;
  • Агрессивность;
  • Хулиганство;
  • Кражи;
  • Вымогательство;
  • Правонарушения;
  • Аморальные формы поведения;
  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

  • Низкая успеваемость;
  • Неврастения;
  • Отсутствие навыков личной гигиены;
  • Неуравновешенность психики;
  • Подростковый алкоголизм;
  • Подростковая проституция;
  • Болезни;
  • Недоедания;
  • Уклонение от учебы.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

  • Конфликты с учителями;
  • Частое употребление неформальной лексики;
  • Суетливость или гиперактивность;
  • Конфликты с родителями;
  • Контакты с криминогенными группировками.

5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.

  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав;
  • Консультирование;
  • Обучающие консультации для родителей;
  • Помощь общественных организаций;
  • Влияние через СМИ;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Административные штрафы;
  • Создание клубов по интересам;
  • Постоянный патронаж;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?

Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.

*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.

*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка

*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ И РАБОТА С ЭТИМИ СЕМЬЯМИ.

Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений “ родители - дети”, “ родители - школа”. В режиме этой задачи выделяем два аспекта

1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.

2. Работа с неблагополучными семьями.

ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

1. УБЕЖДЕНИЕ-разьснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

1. . Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если
родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может порадовать разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.

5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

б. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами.

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Направления работы с неблагополучной семьей Формы работа с неблагополучной семьей.
1 Диагностика семейного неблагополучия.
  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • опросники;
  • тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • анализ документации паспортно-визовой службы;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
  • протоколы СКДН; РКДН;
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.
2 Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
  • консультации специалистов;
  • семейная терапия;
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальный социальный патронаж семей;
  • психотерапия;
  • родительские собрания на дому.
3 Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.
  • группы риска;
  • спортивные группы;
  • тренинговые группы;
  • консультирование;
  • семейные вечера.
4 Профилактика семейного неблагополучия.
  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь;
  • летняя площадка;
  • постановка на учет ОВД, КДН. СКД;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
5 Помощь общества неблагополучным семьям.
  • институт приемной семьи;
  • институт молодой семьи;
  • детские приюты;
  • акции милосердия;
  • акция помоги пойти учиться;
  • материальная поддержка;
  • привлечение спонсорской помощи;
  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;
  • лишение родительских прав.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
    не сотрудничающих друге другом.
  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
  • Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи-только отношения к ребенку.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

  • детская безнадзорность и беспризорность.
  • побеги из дома.
  • половая распущенность.
  • правонарушения и преступная деятельность.
  • алкоголизм.

Наркомания и токсикомания.

Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:

Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники.)

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании.)

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)

Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками. Воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии. Сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

  • Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
  • Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
  • Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
  • Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
  • Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
  • Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
  • Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
  • Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели - это, прежде всего, их цели.
  3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
  4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
  5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост
    и достижений действий семьи.
  6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте
    паузу, чтобы семья осознала услышанное.
  7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не
    смотря на оплошности родителей.
  8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
    нравственным нормам жизни.
  9. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте
    в логике системы “перспективных линий” - от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
  10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

Выявление неблагополучных семей и подростков, находящихся в социально опасном положении предполагает постановку их на профилактический учет.

Вслед за постановкой неблагополучных семей на профилактический учет требуется диагностика семейного неблагополучия. Она осуществляется путем изучения документов, проведения бесед, наблюдения, консультаций, анкетного опроса, анализа собранной информации. Положительно при этом зарекомендовал себя опыт комиссионного обследования, которое проводится сотрудниками учебных заведений, представителями местной администрации, комиссий по делам несовершеннолетних. Однако обязательным условием его эффективности должно стать привлечение к проведению диагностических мероприятий опытных педагогов, психологов, юристов-криминологов, социологов, врачей-психиатров, других медицинских работников.

От правильной диагностики зависит эффективность разрабатываемых в дальнейшем мер профилактического воздействия. Сами эти меры осуществляются, преимущественно, в двух основных направлениях:

1) коррекция и по возможности устранение неблагоприятных условий жизни и воспитания несовершеннолетнего до того, как они соответствующим образом сказались на его личности (сюда относятся меры компенсации

недостатков семейного воспитания путем оказания государственной или общественной помощи нуждающимся в этом подросткам, охрана личных, трудовых, имущественных прав несовершеннолетних, организация правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих детей и т.д.);

2) нейтрализация и устранение источников отрицательного влияния на подростков, могущего сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений (сюда относится оздоровление неблагоприятных семей путем применения мер воздействия к родителям несовершеннолетних, изъятие подростков из отрицательно воздействующей на них семейной среды, принятие мер к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий или в преступления).

Все специально-криминологические мероприятия по предупреждению семейного неблагополучия и его последствий могут быть классифицированы на меры, направленные на сохранение семьи, и меры, направленные на ее разобщение, при этом последние должны рассматриваться в качестве крайних, экстраординарных мер. Они особенно важны в ситуации, когда дети испытывают непосредственное криминогенное, противоправное или аморальное воздействие со стороны родителей; в подобных случаях лишение родительских прав, изъятие ребенка из семьи без лишения родительских прав или развод родителей могут дать позитивный профилактический эффект, быть необходимыми для предотвращения преступления, способствовать оздоровлению, а не ухудшению воспитания детей.

Основные же профилактические усилия должны быть сосредоточены на оказании помощи семье в преодолении имеющихся у нее факторов неблагополучия. В этой связи особое место в системе профилактической помощи семье занимает психосоциальная работа. Очевидно, что в силу специфики данного направления профилактической деятельности осуществляться она должна субъектами, прошедшими специальную подготовку; в первую очередь, психологами и социальными работниками (модель оказания психосоциальной помощи семье представлена в приложении 3 к диссертации). С точки зрения криминологии можно выделить несколько направлений психосоциальной работы в оздоровлении семейных отношений: 1) включение семьи, не противоречащей внешнему источнику десоциализации, в профилактический процесс; 2)

способствование блокированию собственного источника десоциализации; 3) способствование адаптации друг к другу находящихся в конфликте членов семьи. Представляется, что развитие системы психосоциальной помощи семье должно составить одно из ведущих направлений совершенствования специально-криминологической профилактики семейного неблагополучия.

Ирина Репенкова
Профилактика социального «семейного неблагополучия» (консультация педагогов)

В современном российском обществе научные исследования приводят факты снижения внимания к семье, семейному образу жизни , семейной политике . Данные ценности не воспринимаются государством в числе приоритетных направлений и, как следствие, в этой сфере нарастают негативные тенденции : значительный рост семейного насилия , социального сиротства , одиночно-холостяцких настроений, увеличение числа альтернативных форм брака и родительства без юридического оформления, разводов и малодетных семей .

Исследователи приходят к выводу, что этому способствуют причины неумения родителей воспитывать собственных детей и у каждого они свои и разные. Более типичные случаи выделяет И. В. Крупина :

Однодетность семьи приводит к тому, что дети не вырабатывают навыков общения.

Не передаётся из поколения в поколение опыт по обучению и воспитанию детей.

Утрачиваются традиции народной педагогики , которые воспитывали бы здоровый образ жизни и здоровый образ мыслей.

Социальные и экономические трудности снижают уровень положительного внутрисемейного настроя и не способствуют созданию благоприятных условий для полноценного семейного воспитания и обучения детей.

Низкий уровень интереса родителей к психолого-педагогической литературе , их недостаточная информированность и педагогическая неподготовленность .

Этих и ряда других причин достаточно чтобы понять, что необходимы семейная политика , которая укрепляла бы положение семьи в обществе, обеспечивала социально -правовую защиту проблемных семей , помогала бы осознать ответственность родительства в воспитании детей, изменить отношение к собственному образу жизни, своему здоровью, и подготовленные кадры, способные квалифицированно и профессионально взаимодействовать с семьёй.

Успех в профилактике социального благополучия зависит от партнёрского взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми.

Семья считается неблагополучной , если родители :

Не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

Не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей) ;

Отрицательно влияют на их поведение;

Жестоко обращаются со своими детьми;

Страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

Создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей) .

Неблагополучные семьи . К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения , что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации .

В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений .

Конфликтная семья (до 60% распространения) – это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т . д.

Аморальная семья – криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что согласно Конвенции о правах ребенка, включает :

жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие (см. жестокое обращение с детьми, вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков;

невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения;

торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.

Дезорганизация семьи. Дезорганизация семьи – невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры.

педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры ; нежеланием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм , социальной морали , нравственности;

асоциальная семья , где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т. д.

Известный американский социолог У . Дж, Гуд определил семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства , нарушение структуры социальных ролей , когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

Главные формы семейной дезорганизации по У . Дж. Гуду :

неполная семейная группа , незаконнорожденность. В данном случае семья никогда не существовала. А потенциальные отец-мать никогда не выполняли своих функций;

распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов : аннулирование брака, разделение, развод, когда индивид длительное время находится вне дома, ссылаясь на работу;

семья как «пустая оболочка» , когда родители живут вместе, но не выполняют своих обязанностей в области эмоциональной поддержки друг друга, не имеют физической близости;

семейный кризис , когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (болезнь, смерть, заключение в тюрьму, катастрофы, войны, землетрясения, депрессии);

внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невыполнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоциональной или физической патологии.

Факторы, скрепляющие семью :

эмоциональная близость;

физическая близость;

совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей;

юридическая фиксация брака;

духовная близость и освещение брака церковью.

Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка» . Она отмечается у 60% всех семей , когда сохраняется общее хозяйство, вместе воспитываются дети, но родители не имеют ни физической, ни эмоциональной близости.

Основная задача образования - дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Цель социально- педагогической деятельности - создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности , способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи :

Изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;

Выявление причин возникновения у учащихся

o проблем в обучении,

o проблем в поведении,

o правонарушений, и принятия мер по их устранению;

o оказание помощи и поддержки воспитанников и их семей , относящимся к различным категориям социальной незащищённости (из неблагополучных семей , воспитанник, находящиеся под опекой, воспитанник-инвалиды, малообеспеченных семей ).

Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям , которые имеют часто целый комплекс проблем.

Поэтому для эффективного решения поставленных задач необходимо взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса : учащимися, родителями, педагогическим коллективом и социальными службами города .

Внутри ДОУ необходимо организовать совместную работу с администрацией, психологом. При необходимости с вопросами по социально- педагогической деятельности можно организовать выступления на педсовете. Одна из функций – быть посредником во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения с вкючением специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.

Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям :

Совместные рейды в неблагополучные семьи , при посещении которых проводятся профилактические беседы , разъяснительная работа;

- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).

Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально- педагогические меры не имеют положительного результата.

Действия сотрудников образовательных учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком :

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, тел. 5-32-91; ММО ПДН тел. 2-47-00, 02; МОУО тел. 2-42-93 (Торгашева Светлана Викторовна) ;

3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;

4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.