Что такое семейная гостиная. Семейная гостинная материал на тему. Структура встреча в семейной гостиной

Рубцова Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР -д/с №108"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика коми
Наименование материала: статья
Тема: "Семейная гостиная -как эффективная форма работы с родителями"
Дата публикации: 28.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Статья из опыта работы по взаимодействию с семьями по теме

«Семейная гостиная» - новая и эффективная форма работы с родителями

в МАДОУ в рамках проведения тематических недель и проектов.

Новая и эффективная форма работы

с родителями в МАДОУ - «Семейная

гостиная»

совместная

взаимодействия

музыкального

руководителя Романовой Натальи Владимировны, воспитателя Рубцовой Анны

Васильевны,

родителей группы № 11

в рамках проведения тематических

недель и проектов.

Семейная

го с т и н а я

возможно сть

родителя м

н ау ч и т ь с я

взаимодействовать

ребенком

музыкально-художественной

деятельности,

совместную

музыкально-театрализованную

деятельность понять его чувства и переживания, увидеть достижения своего

продемонстрировать

творческие

способности

р од и т е л е й

музыкально-художественной деятельности.

проводимые

форме музыкальных

праздников,

позволяют

организовывать

равноправное

родителей

музыкально-

художественной,

театральной

деятельности.

р е з ул ьт а т е

т а к о г о

взаимодействия

родителями

происходят

положительные

изменения

отношениях.

Детско-родительские

отношения

приобретают

конструктивный характер. Это особенно важный результат работы семейной

гостиной.

Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены

привлеченные

специалисты

(педагог-психолог,

медицинские

работники,

изодеятельности

встречам

семейной гостиной готовятся все участники: педагоги, дети и родители.

Положительный

эмоциональный

удовлетворения от совместной музыкально-художественной деятельности

помогают создать музыкальные игры с детьми и родителями, выступления

родителями

родителей

выставки

детского

творчества, музыкальное оформление. Но главное – это общий настрой всех

участников.

Итоговые мероприятия, проведенные в рамках работы семейной гостиной:

«День Матери» (ноябрь, 2015)

праздника

«Воспевание

женщины-матери,

женщины-рукодельницы, женщины-хранительницы семейного очага». В ходе

родители

удивляют

творческими талантами. Вок. ст. мал. «Домисолька» радовала своих мам

чудесными песнями, папы рисовали мамин портрет на воздушных шариках,

были выступления семейного дуэта «Вдохновения», а так же вок.гр.мам

«Берегиня».

«Рождественские встречи» (январь, 2016)

«Широкая масленица» (апрель, 2016)

Основная цель этих праздников – это возрождение забытых национальных

ценностей, погружение в истоки национальной культуры.

«Мамин день» (март, 2016)

концерта,

родители

порадовали

присутствующих

концертной программой, в которой принимали

участие не только дети и

родители, но и бабушки были активными участниками. Тепло и с восторгом

воспринимали зрители номер семейного вокального ансамбля «Элис».Свой

номер представила танцевальная группа мам «Сударушка». Дети с восторгом

и гордостью смотрели на своих замечательных мам в танце. Благодаря таким

мероприятиям дети и их родители погружаются в разные формы музыкально-

художественной деятельности.

Конкурс – шоу «Минута Славы» (май, 2016).

зрелищное

мероприятие

выявление

творческих

способностей

родителей

деятельности (танец, песня, чтение собственных стихов, различные виды

фигурное

тхэквондо,

художественная

гимнастика,

акробатика, а также иллюзионисты-фокусники). Эти способности надо было

представить через музыкально-художественную деятельность. Результатом

родитель

«Вечер поэзии» (октябрь, 2017).

Самым эмоциональным и трогательным стал «Вечер поэзии» - основной

которого

проявление

родителями

литературного

творчества

музыкально-художественную

деятельность.

посвященные

танцевали

«Домисолька» дарила свой музыкальный подарок мамам – песня «Смешной

человечек»-солист

Лужецкий.

придуманы

муз.конкурсы

различные

Подарком

аппликация созданная детьми «Птица счастья».

семейной

гостиной

признание

стороны детей, родителей, педагогов МАДОУ.

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.

Мастер-класс для педагогов «Родительская гостиная»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: В статье представлен опыт работы с родителями в форме родительской гостиной, где педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной. Данный материал будет полезен всем, кто работает с детьми и кому необходимо взаимодействовать с родителями воспитанников.
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
1. Показать необходимость творческого взаимодействия педагогов с родителями.
2. Познакомить с формой взаимодействия с родителями в виде гостиной, показать ее отличительные особенности.
3. Познакомить педагогов с проведением родительской гостиной по теме «Развитие мелкой моторики».
4. Показать эффективность внедрения данной формы взаимодействия с родителями.
Оборудование:
1.Мультимедийная система.
2.Презентация 17 слайдов.
3. Цветы красной и желтой окраски по количеству педагогов.
4. Магнитофон с записью латышской польки, музыки Е.Макшанцевой «Разминка»
5. Кисточки по количеству детей.
6. Мягкая игрушка - медведь средней величины.
7. Круги из картона, пластилин, природный материал для украшения, влажные салфетки.
Ход мастер-класса.
Слайд 1. Обозначение темы.
Взаимодействие с родителями – важное направление профессиональной деятельности педагогов.
Слайд 2. Необходимость взаимодействия с семьей.
Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин:
1. Тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на поведение ребенка.
2. Неизбежность совместных усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.
3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными.
Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Слайд 3. Родительская гостиная.

Педагоги нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана “Родительская гостиная”.
«Родительские гостиные» - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.
На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.
Слайд 4. Отличительная особенность родительских гостиных.
Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Подготовка каждой семьи к встрече.
Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания.
Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

Слайд 5. Цель данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе.
Слайд 6. Задачи.
- Организовать консультации специалистов, просвещение родителей в области педагогики и психологии;
- Изучить и распространить семейный опыт в воспитании детей;
- Информировать родителей о жизни детей в группе;
- Формировать позицию “любящего взрослого”;
- Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
Слайд 7. Темы творческих гостиных.
Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в наших “Родительских гостиных”, является многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Темы творческих гостиных на учебный год:
- Давайте познакомимся!
- В здоровом теле – здоровый дух!
- Развивающие игрушки
- Учимся красиво говорить
- Развитие мелкой моторики
- Фейерверк добродетелей (конференция с награждением)
Слайд 8. Участники гостиных.
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- инструктор по физкультуре;
- музыкальный руководитель;
- дети группы
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
Сейчас предлагаем разделиться на родителей и детей и поучаствовать в одной из гостиных «Развитие мелкой моторики». Для этого предлагаю каждому взять по одному цветку. Те, у кого окажутся желтые цветы будут детьми, а те, у кого красные – родителями.

Слайд 9. Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики».
Цель: взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи: расширить психолого-педагогические знания родителей об играх, упражнениях, развивающих мелкую моторику детей раннего возраста, создать благоприятные условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста.
Слайд 10. Цитата В.А.Сухомлинского.
Сообщение «Что такое мелкая моторика».
Психолог: Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительная и двигательная память, речь.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук, идет развитие речевой функции. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться хорошего уровня развития речи не удастся. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Слайд 11.Игры и пособия для развития мелкой моторики.
Обзор пособий и игр, развивающих мелкую моторику.
«Родители» - те, кто взял красный цветок, - передают друг другу какой-либо предмет для массажа рук и рассказывают, как дома со своим ребенком они развивают мелкую моторику. Затем воспитатель описывает наиболее интересные игры, которые есть в детском саду.


Слайд 12.Сюрпризный момент.

Приветственная песенка «Здравствуйте».
«Дети» - те, кто взял желтый цветок, выходят из музыкального зала, а затем заходят и подходят к «родителям». «Родители» вместе с «детьми» садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Я буду петь приветственную песенку "Здравствуйте" под музыку латышской польки, а вы повторяйте слова и движения за мной. Первый раз строчку я пою одна, а потом мы повторяем ее вместе.

Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Все мы вместе потянулись
И друг другу улыбнулись!


Слайд 13. Подвижная игра «Птички».
Подвижная игра «Птички»
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем – превратимся в птичек. Покажите, как птички летают, клюют зернышки. Вдруг налетел злой ветер, закапал дождик «Тук-тук-тук». Прячьтесь, птички, в домик! (дети садятся на корточки, соединяют руки над головой). Дождик закончился, опять птички летают, зернышки клюют.
Когда я скажу: «Бегите к маме, папе!», «дети» побегут к «взрослым» (игра повторяется 2-3 раза).


Слайд 14. Значение и виды массажа.

Сообщение о значении массажа.
Психолог: Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что массаж рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм. Указательного - активизирует деятельность желудка. Среднего - активизирует деятельность кишечника. Безымянного - нормализует функцию печени. Мизинца - стимулирует работу сердца.


Игровой массаж.
Воспитатель. Давайте выполним игровой массаж. Большим и указательным пальцами одной руки растирайте каждый палец руки ребенка. Растирайте и разминайте пальцы рук от кончиков пальцев и обратно.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
А теперь повторим массаж на другой руке.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Теперь под музыкальное сопровождение Е. Макшанцевой «Разминка» давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Родители, помогайте детям сделать пальчиковую гимнастику.
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки
Похлопаем в ладошки – очень хорошо! перед грудью. (2 раза)
Вращая кистями
И пальчики попляшут у маленьких ребят! медленно поднимают
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх и
А девочки и мальчики все ровненько сидят. опускают их.
Тук-тук молотком - Стучат кулачками
Мы построим птичкам дом. друг о друга.
Тук-тук молотком -
Поселяйтесь птички в нем. (2 раза)
Бум-бум барабан! Стучат по коленкам
Что за шум и тарарам? указательными пальчиками.
Бум-бум барабан –
Просыпайтесь по утрам! (2 раза)
Ду-ду-ду, ду-ду-ду перебирают пальчиками
Вот какая дудка! обеих рук, имитируя игру
Ду-ду-ду, ду-ду-ду на дудочке
Вот какая дудка! (2 раза)
Поехали потихонечку, Медленно попеременно хлопают
Поехали потихонечку! ладошками по коленкам.
И быстренько, Быстро, весело хлопают по коленкам
И быстренько! (5-6 раз)
Игра с кисточкой.
Воспитатель: Возьмите по одной кисточке и делайте в соответствии со словами (дети сидят на коленях у родителей).
Вышла кисточка гулять, водим по ладошке ребенка, кисточкой
Стала пальчики считать затем по каждому пальчику
Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам
Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики, проводя кисточкой
по их тыльной поверхности
Вышли пальчики гулять разжимаем пальчики
В домик спрятались опять сжимаем кулачки.
И решили рисовать. свободные движения кисточкой по телу ребенка.


Игровое упражнение «Поиграем с мишкой».
Психолог вносит в зал игрушечного медведя.
Психолог: Ребята посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости! Поздоровайтесь с ним, погладьте медведя ладошкой. Покажите, как мишка ходит (дети изображают) , подойдите к маме и покажите как мишка сердится (дети и взрослые показывают мимикой).
Слайд 15. Угощение для мишки.
Лепка «Угощение для мишки».
Психолог: Мишка хочет пригласить друзей в гости и просит помочь ему приготовить угощение. Поможем ему?


Для угощения надо растереть пластилин на картоне и украсить бусинами, косточками, пуговицами (во время работы родители обмениваются впечатлениями о встрече, о том, что понравилось, что хотели бы еще узнать).

После изготовления угощения, психолог подходит к каждому ребенку, благодарит от имени медведя за угощение, берет малыша за ручки и поет на прощание:
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Психолог: Наша встреча в родительской гостиной подошла к концу, и мы все становимся опять педагогами.
Слайд 16. Результат.
Психолог: «Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.

Заседание семейного клуба в детском саду

Организация работы семейной гостиной

как эффективной формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях.

Процесс становления новой системы образования в России, ориентированной на мировое образовательное пространство, сопровождается изменениями в педагогической теории и практике. Главной целью дошкольного образования на современном этапе является развитие свободной, любознательной, творческой эмоционально отзывчивой личности.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» был объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. В указе говорится о том, что дети должны стать активными участниками решения важнейших задач, направленных на возрождение и всестороннее укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Образовательные организации призваны оказывать помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Кроме того, согласно новому закону об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а так же с оценками успеваемости своих детей.

Важнейшим направлением обеспечения качества дошкольного образования является поиск новых форм сотрудничества педагогов с родителями. Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы акцентировали внимание на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в подходах к решению задач образования детей. С этой целью родителей необходимо знакомить с динамикой развития способностей детей, с достижениями в образовании детей, по желанию родителей - с материалом, осваиваемым в дошкольном учреждении.

Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи - семейная гостиная, участие в работе которого является добровольным. Свой вклад в организацию деятельности гостиной вносят разные специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники). Общение в рамках семейной гостиной создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

В рамках работы семейной гостиной проводятся совместные праздники, творческие мастерские для детей и родителей.

Цель работы гостиной : гармонизация детско - родительских отношений.

Задачи:

Формирование у родителей способности понять потребности ребёнка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития;

Формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а так же позитивного отношения к себе, взрослым и к окружающему миру.

Формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка;

Поддержание интереса родителей к внутреннему миру своего ребенка.

Периодичность : встречи семейной гостиной проводятся 4–5 раз в год.

Работа в семейной гостиной реализовывается через игровую деятельность детей и взрослых, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Для активизации воспитательных возможностей родителей используются разнообразные активные формы общения с ними:

Семейные игровые программы;

Совместный досуг взрослых и детей;

Познавательно-игровые викторины;

Творческие мастерские;

Дискуссионные встречи, практикумы, тренинги.

В процессе проведения таких программ родители могут вместе с ребенком играть, лепить, рисовать, выполнять спортивные и танцевальные упражнения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться.

Одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями в процессе формирования ценностных ориентиров - защита детско-родительских проектов. Проект строится на основе интересов детей и взрослых. Любознательность детей, желание узнать новое и интересное служит поводом для разработки и реализации проекта. Работа проходит в несколько этапов.

1 этап - выбор темы. Совместно с детьми определяется тема, собирается информация, используя «модель трех вопросов»: что мы знаем? что еще хотим узнать? как мы можем это сделать?

2 этап - подготовительный, на основе интересов и особенностей детей, а также возможностей тематического проекта подбирается соответствующий инструментарий, материал, музыкальный репертуар и атрибуты.

3 этап - реализация проекта в разных видах деятельности в центрах активности. Совместными усилиями педагогов и родителей создаются центры активности - особая предметно-развивающая среда, обеспечивающая каждому ребенку право выбора деятельности.

4 этап - заключительный - презентация проекта в виде музыкального спектакля или праздника, досуга, где дети совместно с родителями демонстрируют свои музыкальные и творческие способности.

Современные формы организации работы семейной гостиной позволяют активизировать взаимодействие с родителями по вопросам всестороннего личностного развития воспитанников, создают атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Литература:

    И. Н. Каменская [и др.] Использование интерактивных форм работы с родителями // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014.

    Майер А. А., Давыдова О.И., Воронина Н. В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М., 2011.

анна
Родительский клуб как форма взаимодействия с семьей в ДОУ

Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Необходимость работы с родителями диктуется не столько потребностью помощи детскому саду со стороны пап и мам, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка.

Родители сейчас , не смотря на обилие информации , а может и вопреки ей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Им необходимы точные, однозначные ответы на вопросы о развитии своих малышей, о том, как с ними взаимодействовать , что читать, о чем говорить, как себя вести в сложных ситуациях.

Консультации необходимы родителям всех социальных групп. Даже если никаких особых проблем во взаимодействии с ребенком у родителей нет , им хочется узнать что-то новое о своем чаде, научиться чему-то новому, послушать других родителей и педагогов . Родителям не нужны долгие лекции, сложные научные выкладки, им интересно познакомиться с основными этапами развития самооценки и саморегуляции, психических процессов, разных структур личности ребенка; знать, какими способами можно развивать своего малыша, как помочь ему в общении с другими детьми, обучении и личностном росте.

Некоторые из родителей , приводя ребенка в группу детского сада, проявляют интерес к вопросам воспитания, но при этом в каждом конкретном случае педагогического взаимодействия оказываются в растерянности и затрудняются сделать необходимый выбор.

Именно поэтому в нашем детском саду созданы клубы «Ступеньки роста» и «Школа родительской мудрости » » для родителей воспитанников .

Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся программой

Клубная форма взаимодействия обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах педагогов, психологов, родителей .

При наличии развитых форм клубной работы встречи в клубе могут проводиться в форме дискуссий , тренингов, развивающих игр и пр. В клубе руководитель выступает в качестве организатора и эксперта, находясь на втором плане обсуждений. Обмен родительским (педагогическим) опытом – главное и основное, что организуется в наших Клубах .

Для удовлетворения потребностей родителей в психолого-педагогических знаниях в настоящее время лекционная форма работы перестала себя оправдывать. Это можно объяснить тем, что лекционная информация воспринимается современными родителями как давление со стороны педагогов. При этом известно, что в процессе пассивного слушания усваивается только 10-20% информации , да и мотивация участников снижается, поскольку, как правило, лектором не учитывается жизненный опыт участников и их личный запрос к специалисту.

Главным условием нашей работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми.

Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные :

лекция - диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;

дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой-либо проблемы;

психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т. д.) ;

диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания) .

На встречах с родителями для усиления их эффективности мы используем анкеты, рисуночные пробы, цветодиагностика и многое другое.

Основные этапы работы по организации клубов в учреждении :

1. Теоретический- Изучение опыта работы клубов для родителей социально-психологической направленности в городе и регионе,

2. Подготовительный

2.1 Работа специалистов ДОУ

Мотивационный семинар по вопросу организации родительского клуба

Поиск эффективных форм работы с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания детей; развитие отношений взаимопонимания и сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями

2.2 Работа с родителями

Мотивационные встречи с родителями в группах ДОУ

родителями , изучение их мнения о целесообразности организации в ДОУ клуба для родителей

3. Организационно-методический

Создание творческой группы по руководству Клубом .

Разработка положения о Клубе .

Разработка тематического плана работы

4. Теоретико-практический (апробирование деятельности родительского клуба )

Разработка сценариев тематических встреч

Проведение тематических встреч с родителями дошкольников

Анализ предварительных результатов

5. Научно-методический

Анализ результатов проведения родительского клуба в ДОУ

Описание этапов работы

Обобщение опыта работы

Основные функции групповой работы :

Коммуникативная – создание и сплочение родительского коллектива как субъекта педагогической деятельности.

Личностно-ориентированная - раскрытие родительского и педагогического потенциала участников.

Инструментальная - выработка у родителей умений и навыков анализа, саморефлексии.

В начале каждого года мы проводим анкетирование родителей по вопросу работы клуба . Это позволяет выявить наиболее интересные темы для обсуждения, время заседаний, ожидания родителей от работы Клуба .

72% родителей желают посещать заседания Клуба . Основными условиями, которые необходимы для этого, были названы : вечернее время проведения – 46%, наличие свободного времени – 35%, интересные темы – 9%.

Наиболее интересными формами проведения заседаний были выбраны : обсуждение – 42%, дискуссия – 20%, круглый стол – 14%.

Также родители указывают темы , которые были бы им интересны, исходя из этих запросов и были выбраны темы для заседаний Клуба .

Во время наших заседаний мы пришли к следующим выводам о том, как повысить эффективность групповой работы :

1. Ориентироваться на интеллектуальные и эмоциональные ресурсы родителей .

2. Учитывать предпочтения и пожелания участников.

3. Выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решений.

4. Обсуждаемая проблема должна приниматься и осознаваться участниками.

5. Оказывать помощь друг другу в решении проблем детей.

Преимущества клубной организации состоят в следующем :

1. Появляется возможность объединять родителей , сплачивать родительский коллектив , благодаря доброжелательной атмосфере, свободному добровольному участию, выбору тем с учетом общих интересов.

2. Атмосфера свободного общения позволяет более открыто выражать свое мнение, увереннее чувствовать себя всем участникам, без опасения негативных последствий.

4. Формат свободного общения , вопросов и ответов, обмена мнениями позволяет не учить родителей педагогике и психологии, а дать им возможность самим придти к разрешению своих сомнений.

5. Темы для обсуждения выбираются из предложенных самими родителями , таким образом, в рамках Клуба реализуется социальный заказ.

Правила взаимодействия участников Клуба :

1. Уважение мнения каждого участника.

2. Активная работа всех членов Клуба

3. Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме.

4. Обсуждение ПРОБЛЕМЫ, а НЕ личности!

5. Взаимная помощь и поддержка .

6. Говорим только от себя и за себя.

7. Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей .

Правильно организованные встречи специалистов детского сада с родителями помогают позитивному общению, способствуют выработке единой стратегии воспитания детей той или иной возрастной группы, анализу и коррекции поведения детей.

Необходим поиск новых форм, разработка и внедрение новых программ взаимодействия классного руководителя и семьи в вопросах воспитания детей.
«Семейная гостиная» предназначена для использования в качестве новой формы родительского всеобуча в образовательных учреждениях: детских садах, школах, центрах психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, региональных и территориальных общественных объединениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Семейная гостиная «Мы вместе»

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Кризисное состояние современной семьи – и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.
Сегодня родители и педагоги уже осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников. В то же время ни для кого не секрет, что традиционные формы работы с семьей в образовательных учреждениях не приносят часто зримых и положительных результатов. Необходим поиск новых форм, разработка и внедрение новых программ взаимодействия классного руководителя и семьи в вопросах воспитания детей.
«Семейная гостиная» предназначена для использования в качестве новой формы родительского всеобуча в образовательных учреждениях: детских садах, школах, центрах психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, региональных и территориальных общественных объединениях.


Цель : содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей.

Задачи:
1. Повысить психолого-педагогическую культуру и компетентность родителей;

2. Помочь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи; в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми;
3. Помочь в овладении навыками совместного проживания с детьми.

Задача «Семейной гостиной» не дать исчерпывающие ответы на многочисленные частные вопросы семейного воспитания вопросы,а сформировать активный родительский интерес к отечественным педагогическим традициям, найти проявление этих традиций в педагогической культуре своего рода, творчески воссоздавать в жизни своей семьи.
Выполнение заданий на занятиях «Семейной гостиной» поможет родителям объединиться, осознать взаимную значимость позитивного опыта организации жизни и воспитания детей в разных семьях. Кроме того занятия помогут родителям приобрести навыки творческой педагогической импровизации в общении и совместной деятельности с детьми, во взаимном общении семей, в общении с педагогами образовательного учреждения.
Занятия в гостиной проводятся с группой родителей и предполагают использование активных форм и методов включения слушателей в выполнение предлагаемых аналитических и практических заданий. На занятиях семейной гостиной предполагается использование опросников, анкет, обсуждения фрагментов научной и художественной литературы. Кроме того, на занятиях «Семейной гостиной» можно использовать детские устные рассказы, рисунки и другие художественные работы детей, что поможет родителям овладеть навыками анализа результатов детского творчества с целью изучения личности, особенностей душевного состояния ребенка.
Групповые занятия в «Семейной гостиной» не исключают индивидуального и семейного консультирования. Для решения конкретных вопросов (помимо занятий в «Семейной гостиной») мамы, папы, бабушки и дедушки воспитанников дошкольных групп и учеников младших классов могут посещать занятия педагогического лектория в образовательном учреждении, групповые консультации специалистов (педагога, психолога, логопеда, врача), могут быть членами семейного клуба, а также обращаться по своей инициативе за индивидуальными консультациями или откликаться на приглашение ведущего «Семейной гостиной» к индивидуальной беседе.

Тематика занятий в «Семейной гостиной» (38 часов)

Тема

Количество часов

Психическое развитие и формирование личности ребенка

Незаменимость семьи в воспитании детей

Современная семья глазами разных специалистов: психолога, социолога, историка, демографа, этнографа, священника

Родственное пространство семьи

История семьи. Семейная память.
Преемственность в семье

Особенности уклада, строя жизни семьи

Пространственно-предметный мир семьи. Дом, уют

Педагогические традиции семьи

Проблема содержания семейного общения

Духовная жизнь семьи

Обобщающее итоговое занятие

Всего

Тема 1. Особенности развития и формирования личности ребенка
Физическое, душевное и духовное развития ребенка. Основные линии развития и задачи воспитания в разные периоды детства. Психологический климат семьи как важное условие психо-физического развития и духовно-нравственного становления ребенка. Методы диагностики психологического климата в семье. Анализ детских творческих работ как один из методов диагностики особенностей психического развития и состояния ребенка и особенностей психологического климата в семье.
Образы младенчества, детства, отрочества в фольклоре, изобразительном искусстве, музыке, литературе.

Тема 2. Незаменимость семьи в воспитании ребенка
Семья как социальная, духовная и культурная ценность в жизни общества и отдельного человека. Разнообразие функций семьи в жизни человека. Русский философ И.А. Ильин о семье как «первичном лоне человеческой культуры». Основные потребности ребенка. Основанная на истинной любви семья как идеальная среда для удовлетворения детских потребностей. Русская культура о роли семьи в воспитании детей и горькой доли сиротства.Характерные особенности современной семьи: взгляд демографа и социолога.

Тема 3. Современная семья в сравнении с патриархальной российской семьей.

Вопросы семейной иерархии. Проблемы исторической и культурной преемственности: традиционное и новое в жизни современной семьи. Духовные корни и духовное здоровье современной семьи.

Тема 4. Родственное пространство семьи
Системы и степени родства. Наука генеалогия. Генеалогическое древо как способ изучения родственного пространства семьи. Имена наших предков и имена наших детей. Пишем родословную.

Тема 5. История семьи. Семейная память. Преемственность в семье
Почему важно знать историю своей семьи? Возможность осмысления уроков истории рода и задач рода, семьи, отдельных членов семьи. Память рода. Проблема нравственной и духовной преемственности в семье. Ответственность перед родом.
Изучаем историю своей семьи. Семейный архив. Семейные реликвии и домашние святыни. История семьи в преданиях и воспоминаниях. Летопись семьи в старинных и современных фотографиях. Семейный фотоальбом. История страны в истории семьи. Семейные рассказы о профессиях. Традиции выбора профессии в семье.

Тема 6. Особенности уклада, строя жизни семьи
Распорядок дня, недели года как важный фактор уклада жизни семьи.
Трудовые будни семьи в прошлом и настоящем. «Мужские» и «женские» трудовые дела. Традиции семейного рукоделия. Традиции семейного досуга. Телевизор: «за» и «против». Активный досуг семьи. Семейные праздники: особенности подготовки и проведения. Праздник Рождества Христова в семье. Праздник Пасхи в семье. Праздник именин в семье. Праздник дня рождения в семье.

Тема 7. Пространственно-предметный мир семьи. Дом, уют
Что для Вас Родина? Понятие родного дома. Образ дома в духовной и культурной традиции разных народов. Образ русского дома и наш современный интерьер. Теплота и уют как непременные качества родного дома. Что обязательно должно быть в доме, и чего в доме быть не должно.
Роль предметного мира в развитии ребенка. Многое делаем своими руками.
Семья собирается вместе. Домашние реликвии. Дом-музей.


Тема 8. Педагогические традиции семьи
Как воспитывали наших бабушек и дедушек. Особенности «мужского» и «женского воспитания». Преемственность семейной педагогической традиции. Родители и дети, бабушки и внуки. Восстанавливаем традиции.

Тема 9. Проблема содержания семейного общения
Сердечные чувства и отношения как важный компонент уклада жизни семьи. Роль семейного общения в жизни ребенка-дошкольника. Принципы общения в семье. Детские и недетские проблемы. Игра в жизни семьи. Мир чтения семьи. История семейной библиотеки. Музыка в семье. Любимые песни. Домашний театр: каким он может быть? Наша семья и мир природы. Домашние питомцы. Цветы у нас дома. Семейные путешествия по родным просторам.

Тема 10. Духовная жизнь семьи
Духовные основы брака и семейной жизни. Традиции домашней молитвы, посещения храма, общения с духовником в семье. Семейное паломничество по святым местам. Небесные покровители семьи. О духовном родстве. Домашние святыни.

Приложение


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Эта анкета предназначена для изучения потребностей молодых людей в информации родительской культуры. Провести анкетирование целесообразно в процессе комплектации группы для занятий в Семейной гостиной или на первом занятии.

«ВАЖНО ЛИ БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ?»

1. Получали ли Вы когда-нибудь в жизни систематизированные знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры? (можно выбрать любое количество вариантов)
1) Нет, никогда.
2) Эти вопросы затрагивались на уроках этики и психологии семейной жизни в школе.
3) Эти вопросы затрагивались при получении профессионального образования.
4) Эти вопросы рассматривались на специализированных курсах, которые я посещал (а).
2. Из каких источников Вы получаете информацию по вопросам семейного воспитания и родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).
2) Из книг.

5) Из телевизионных, радиопередач.


3. Хотели бы Вы получать знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры?
1) Нет, мне эти знания не нужны.
2) Нет, у меня достаточно знаний.
3) Да, я хотел (а) бы получать такие знания, если это не потребовало бы от меня больших временных и финансовых затрат
4) Да, я хотел (а) бы получать эти знания, и готов (а) тратить на это определенные средства (например, на приобретение литературы) и время (на пример, на посещение специальных курсов).
4. Каким образом, на Ваш взгляд, правильнее воспитывать ребенка до школы? (отметьте только один вариант ответа).
1) Отдать ребенка как можно раньше в ясли, детский сад, где с ним будут заниматься воспитатели.
2) Растить ребенка дома, воспитывать и обучать до школы должны ро дители.
3) Растить и обучать ребенка дома, но при этом водить его в развиваю щие школы для маленьких детей.
4) Ваш вариант: ______________________________________________
5. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам материнства (беременность, подготовка к родам, уход за маленькими детьми, здоровье матери и ребенка и т.д.)?
1) Нет.

4) Да, прочитал (а) больше 5 книг.
6. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную пробле мам воспитания детей?
1) Нет.
2) Да, прочитал (а) 1-2 книги.
3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.
4) Да, прочитал (а) больше 5 книг
7. Из каких источников Вы хотели бы получать информацию по вопросам родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).
1) Не интересуюсь такой информацией.
2) Из книг.
3) Из журналов, газет общей тематики.
4) Из журналов, газет, посвященным семье, детям.
5) Из телевизионных и радиопередач.
6) Из разговоров с родителями, родственниками.
7) Из разговоров с друзьями, знакомыми.
8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями с родителями.
9) Из бесед со специалистами: педагогами, врачами.
8. Оцените, пожалуйста, Вашу информированность по перечисленным вопросам по 5-и балльной шкале (1- самый низкий балл, практически полное отсутствие информации, 5 - самый высокий балл, информации абсолютно достаточно).

По усмотрению ведущего «Семейной гостиной», на занятиях по отдельным темам можно использовать блоки вопросов анкеты. А можно дать родителям домашнее задание (в самом начале, или в итоге курса): с помощью вопросов анкеты составить описание традиций рода и семьи в отдельной большой тетради или альбоме.

«ВАША СЕМЬЯ И ЕЕ ТРАДИЦИИ»


Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты.
Отвечая на них, Вы сможете осмыслить традиции Вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на занятиях «Семейной гостиной».
I. Генеалогия
1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?
2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?
3. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?
5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?
II. Семейные рассказы
1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные) вам известны? Расскажите некоторые из них.
2. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординарной, интересной личностью? Почему? Что Вы знаете об этом человеке?
3. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?
4. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?
5. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные случаи, биографические факты, о которых рассказываю детям; вспоминают, когда родственники собираются вместе?
6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?
7. Есть ли семейные рассказы о детях, о вашем детстве (со слов старших)?
8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?
9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?
III. Наследственность и связи родственников
1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?
2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?
3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?
4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников? На кого?
5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?
6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках? Как обычно поминают умерших в Вашей семье?
IV. История взаимоотношений
1. Можно ли назвать Вашу семью дружной?
2. Бывали ли в роду (семье) серьезные конфликты? Если можно охарактеризуйте их.
3. Бывали ли ситуации непонимания, ссор, размолвок между детьми и родителями?
4. Есть ли мачехи, отчимы, сводные братья и сестры; как складываются с ними отношения?
5. Каковы Ваши отношения с сестрами братьями? Каковы такие отношения в других поколениях семьи?
6. Есть ли родственники, с которыми нельзя (или невозможно) ссориться?
7. Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (исторических) причин?
8. Были ли случаи знаменательных, в том числе неожиданных, встреч родственников?
9. Приходилось ли принимать в семью нового человека?
V. События жизни семьи
1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?
3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?
4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?
5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанные с именами других членов семьи?
6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка, (детей)?
VI. Семейные реликвии
1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?
2. Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?
3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?
4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?
5. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд, ценность?
6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
7. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?
8. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?
9. Есть ли в семейном архиве мемуары, дневники членов семьи?
VII. Дом
1. Какое место Вы считаете Родиной?
2. Что для Вас «родной дом»?
3. Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?
4. Любите ли Вы (Ваши дети) возвращаться домой из поездок, путешествий?
5. Какое помещение (место) в доме (квартире) у Вас (Ваших детей) самое любимое и почему?
6. Где и когда семья собирается вместе?
7. Где и когда собираются вместе родственники?
VIII. Праздники
1. Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые, почему?
2. Как отмечаете дни рождения? Есть ли отличия в праздновании дней рождения ребенка и взрослого члена семьи?
3. Отмечаете ли именины, дни Ангела членов семьи?
4. Отмечаете ли другие религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху? Всегда ли так было в семье?
5. Как отмечается в семье Новый год? Есть ли традиции, связанные с подготовкой к празднику и самим празднованием?
6. Отмечаете ли государственные праздники?
7. Какие события в жизни родственников становятся праздниками семьи?
8. Отмечаются ли годовщины свадеб?
9. Отмечаются ли профессиональные праздники?
10. Расскажите о праздновании юбилеев?
11. Какие формы поздравлений приняты в Вашей семье?
12. Есть ли (сохраняются ли) домашние поздравительные стихи или другие тексты (пожелания и т.п.)?
13. Кто в доме обычно руководит праздничным обедом, застольем?
IX. Повседневное общение
1. Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?
2. Какие формы приветствий и прощаний у Вас приняты?
3. Какие формы напутствий в дорогу, при любом расставании приняты в вашей семье?
4. Есть ли семейные привычки? Есть ли правила «домашнего происхождения»?
5. Есть ли у членов Вашей семьи «домашние» имена?
6. Какими формами обращений, образованных от слов «бабушка», «дедушка», «мама», «папа», Вы пользуетесь в семье?
7. Как принято обращаться к тетям и дядям в Вашей семье? К братьям и сестрам бабушек и дедушек? Ко всем ли одинаково?
8. Как в Вашей семье давались клички домашним животным?
9. Нет ли семейных названий для отдельных помещений, предметов?
10. Есть ли шутки, дразнилки, принятые в Вашей семье? Как они появились?
11. Есть ли в Вашей семье привычка как-то по-особому называть, характеризовать предметы, явления, людей? Приведите примеры таких характеристик и названий.
12. Используются ли в Вашей семье особые слова или формы упреков в случае размолвки; слова для примирения?
X. Ребенок в семье
1. Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь? Что Вам пели и рассказывали в детстве? Чем заменяли пение и рассказывание?
2. Есть ли сказки, которые взрослые сами сочиняют для детей в Вашей семье? Если можно – расскажите.
3. Есть ли сказки и сказки-игры, придумываемые, когда ребенок не хочет ложиться спать, мыться, есть, не слушается и т.п.?
4. Чем и в каких формах пугают детей, если они непослушны, плохо себя ведут или плохо учатся?
5. Есть ли особые (словесные и другие) семейные формы поощрений? Кого обычно приводят детям в пример?
6. Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время…» (у разных членов семьи)?
7. Что Вам рассказывали, чтобы, не поучая, дать пример поведения?
8. Какие высказывания («жизненная мудрость») старших памятны Вам с детства?
9. Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?
10. Что считается в Вашей семье признаком взрослости?
11. Ваш «образ семьи» в любом исполнении.