Классификация памяти: долговременная и кратковременная. Длительность хранения информации в кратковременной памяти и механизмы забывания Объем кратковременной памяти у взрослого человека равен

Страница 27 из 42

Кратковременная память.

Следующим этапом переработки информации является кратковремен­ная память подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Ее основные характеристики:

1) время хранения информации при отсутствии повторения – от 20 до 30 секунд;

2) емкость КП – ограничена, объем КП не превышает 7 ± 2 элемента;

3) форма хранения информации – акустический код (гипотеза, принимаемая большинством исследователей, альтернативная гипотеза предполагает наличие зрительных кодов в КП);

4) механизм забывания – замещение или вытеснение.

Существует ряд фактов, доказывающих правомерность выделения КП как отдельной подсистемы памяти. Одним из них является синдром Милнер – поражение определенной области головного мозга (гиппокампа), при котором давно прошедшие события вспоминаются легко, а недавние практически не сохраняются . В литературе описана история болезни музыкального продюсера К.В., который перенес редкую форму энцефалита. Его воспоминания о текущих событиях исчезали очень быстро – он не мог вспомнить, что он ел на завтрак, какую песню только что спел и т.д. Однако его музыкальные способности сохранились – он мог дирижировать хором, помнил наизусть множество музыкальных партий, выученных до болезни и т. д. Можно предположить, что кратковременная память в данном случае нарушена, а долговременная сохранна, т.е. существуют две различные подсистемы памяти.

Другим доказательством служат различные ошибки припоминания из КП и ДП. Этот же факт доказывает, что информация в КП хранится в акустической форме: при воспроизведении из КП обычно отмечаются акустические ошибки припоминания, т.е. воспроизведение слова, сходного по звучанию с искомым – например слово “брат” может быть воспроизведено как “брак”. При воспроизведении из ДП чаще встречаются семантические ошибки , т.е. воспроизведение слова, близкого по значению (труд – работа). Согласно представлениям об акустическом кодировании, когда мы читаем букву “А” мы удерживаем ее в КП путем кодирования в звук “А”.

Согласно Р. Клацки, КП хранит и обрабатывает информацию аналогично тому, как плотник работает на верстаке: имеющееся место он может использовать для работы или хранения, так что выделение места для одного означает сокращение места для другого. В КП может одновременно обрабатываться примерно 7 ± 2 элемента (слова, буквы, более крупные единицы), т.е. имеется в среднем 7 ячеек (рабочих мест), и удаление прежних элементов (забывание) происходит при помощи вытеснения их новыми элементами, т.е. в результате замещения. Однако мы можем удерживать информацию в КП неограниченное время, если будем ее повторять (петля повторения, см. рис.8: например, если необходимо запомнить номер телефона, а записать его нет возможности, то приходится его повторять про себя или вслух. Обобщая сказанное, можно сформулировать три функции повторения : 1) удержание информации в КП в течение долгого времени, 2) перевод информации из КП в ДП (т.е. запоминается надолго), 3) упрочение следов памяти в ДП.

Эксперимент М. Познера. Существуют доказательства, что информация в КП кодируется не только акустически, но и зрительно. М. Познер и его коллеги провели эксперимент, основные результаты которого представлены на рис 10. Испытуемым предъявлялись две буквы, которые должны быть опознаны как одинаковые или разные; регистрировалось время реакции (ВР) – испытуемый давал ответ и нажимал на кнопку. Схема предъявления букв в эксперименте М. Познера дана в табл. 3. Интервал предъявления - 0,2 с.

Оказалось, что время реакции при предъявлении пары Аа по сравнению с парой АА было больше. Этого не могло произойти, если буквы определялись только по слуховым кодам, ведь они произносятся одинаково. Результаты можно объяснить следующим образом: одинаковые буквы сравнивались по их внешним, зрительным характеристикам, что потребовало меньше времени, тогда как разные по внешнему виду буквы необходимо еще дополнительно проверять по вербальным характеристикам, что увеличивает время реакции. Следовательно, эксперимент Познера доказывает существование зрительных кодов в КП.

Кратковременная память - первичный или активный вид памяти, при котором важную роль играет информация, которую мы обрабатываем в настоящее время. Во фрейдистской психологии этот вид памяти называется сознанием. Информация, содержащаяся в кратковременной памяти, зависит от сенсорного восприятия.

Продолжительность кратковременной памяти

Большая часть информации, содержащейся в кратковременной памяти, хранится в течение примерно 20 - 30 секунд, но это время может сократиться до всего лишь нескольких секунд, если отсутствует повторение информации или активное поддержание её в памяти. Многие из наших краткосрочных воспоминаний быстро забываются, уступая место этой информации, содержащейся в памяти долговременной.

Ёмкость кратковременной памяти

Количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, может варьироваться в зависимости от способностей человека.Часто приводится цифра «7±2,», выбранная на основе результатов известного эксперимента на тему кратковременной памяти. В весьма известной статье под названием «Магическое число 7±2» психолог Джордж Миллер предположил, что люди могут хранить в кратковременной памяти от пяти до девяти элементов информации. Более поздние исследования показывают, однако, что в кратковременной памяти люди способны хранить около четырёх элементов.

Отличия кратковременной и оперативной памяти

Термин «кратковременная память» часто используется наравне с термином «оперативная память», но эти два вида памяти нужно чётко различать. Оперативная память подразумевает процесс временного хранения информации, её организации и управления ей. Кратковременная же память, с другой стороны, относится только к временному хранению информации в памяти.

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод : были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления — это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как протекает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г. Э. Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

С развитием объективного исследования поведения животного область изучения памяти была существенно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов . Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса “учения” у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л. С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

И лишь за последние 40 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем .

Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке. Многие из перечисленных теорий и в настоящее время существуют на уровне гипотез, однако ясно одно, что память — это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
  • по характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  • по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
  • по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.

  1. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.
  2. Поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.
  3. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

Долговременная память.

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.

Оперативная память

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

Двигательная память

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, “золотые руки”.

Эмоциональная память

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Произвольная и непроизвольная память

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Кратковременная память – это вид человеческой памяти, благодаря которой можно удерживать небольшое количество информации на протяжении короткого времени. Длительность сохранения информации при одноразовом её восприятии оценивается в несколько секунд. Кратковременная память также называется первичной или активной. Кратковременная и долговременная память противопоставляются друг другу, они отличаются по количеству времени удерживания информации.

Кратковременная память у детей может одновременно удерживать не более чем 5-6 элементов (различных образов, слов или цифр). У взрослого человека она может сохранить на незначительное время 7-9 элементов. Эти цифры приблизительны, поскольку существуют индивидуальные особенности запоминания.

Многие ученые утверждают, что кратковременная память у детей имеет самую высокую интенсивность развития в дошкольном возрасте. Как раз этот период считается основой её дальнейшего развития.

Плохая кратковременная память может быть связанна с различными нарушениями. Такие нарушения являют собой патологические состояния, которые характеризуются невозможностью сохранять и использовать полученную информацию. Статистика говорит, что проблемы с кратковременной памятью встречаются у четверти населения планеты. Больше всего проблемами, как с кратковременной, так и долгосрочной памятью страдают люди пожилого возраста, у них могут возникнуть и эпизодические нарушения, и постоянные.

Кратковременная память достаточно уязвима и очень страдает от развития патологических состояний, которые влияют на неё. Проблемы с запоминанием проявляются в снижении интенсивности обучения человека, забывчивости и невозможности сконцентрироваться на определенном предмете. При этом человек неплохо помнит, что с ним происходило год или даже десятилетие назад, и старается, но не может вспомнить, о чем думал или, чем он занимался пару минут назад.

Проблемы с кратковременной памятью встречаются при , или при употреблении алкоголя или наркотических веществ. Могут быть и иные причины проблем с запоминанием, например, опухоли мозговых структур, травмы или .

Признаки расстройства кратковременной памяти могут появляться мгновенно, в случае полученной травмы или проявляться постепенно, от возрастных изменений или шизофрении.

Объем кратковременной памяти

Объем кратковременной – это характеристика, которая определяет количество потенциально возможного запоминаемого материала.

Объем кратковременной памяти достаточно ограничен, и в среднем он хранит 7 +/- 2 единицы памяти. Широта охватываемого объема кратковременной памяти имеет индивидуальный характер и имеет тенденцию к сохранению на протяжении всей жизнедеятельности. Объемом в первую очередь устанавливается особенность механического запоминания, функционирующая без активного подключения мышления в запоминании.

Особенность кратковременной памяти, обусловленная ограниченностью её объема, называется замещение. С помощью замещения происходит процесс частичного вытеснения уже хранящейся информации, новым материалом. Это может выражаться в непроизвольном переключении человеком своего внимания с запоминания на какой-то другой процесс.

Кратковременная память способна перерабатывать значительный объем информации, при котором отсеивается излишний материал и в следствии не происходит перегрузка долговременной памяти ненужными сведениями.

Кратковременная и долговременная память зависимы друг от друга. Функционирование долговременной памяти невозможно без кратковременной.

Кратковременная память действует, как своеобразный фильтр, который пропускает только необходимую информацию в долговременную память, совместно с тем осуществляя строгий отбор.

Одним из основных особенностей кратковременной памяти есть то, что при определенных условиях, этот тип памяти, не имеет границ запоминания во времени. Это условие заключается в возможности беспрерывного повторения только что прослушанных цифр, слов и так далее.

Для сохранения сведений в кратковременной памяти нужно сохранять активность, направленную на запоминание, без отвлечения на другую деятельность или сложную умственную работу.

Термин «кратковременная память» говорит о внешнем, временном свойстве явления без отношения к его связи с деятельностью человека, целями и мотивами. Тем не менее, здесь нужно помнить о связи временной характеристики событий с их важностью для организма.

Длительность события очень значима для кратковременного запоминания, даже сама по себе для памяти, так как в продолжительном воздействии заложена сама возможность повторения, которая требует большей готовности.

Консолидация следов рассматривается, как своеобразная оценка значимости материала для исполнения предстоящих значительных целей. Но влияние одного лишь временного фактора не безгранично. Длительное повторение одного раздражителя вызывает только защитное торможение, а не переход сведений в долговременную память.

Медицинские исследования, которые связаны с нарушениями процесса запоминания демонстрируют, что кратковременная и долговременная память существуют, как независимые. Например, при ретроградной человек не помнит недавно происшедших событий, но помнит те, которые произошли давно.

Плохая кратковременная память может быть связанна с антероградной амнезией, при которой сохранной остается кратковременная и долговременная память. Однако при этом уязвляется способность к сохранению новой информации в долговременной памяти.

Информация сначала попадает в отдел кратковременной памяти, которой обеспечивается сохранение однократно предъявленной информации на недолгое время (до семи минут), после чего информация может полностью стереться или перейти в отдел долговременной памяти, при условии однократного или двойного повторения.

Выше вспоминаемая формула объема кратковременной памяти (7+/- 2) значит, что она ограничена по своему объему. Но главное, что нужно, так это добиться, чтобы части запоминаемого материала (цифр, фигур, картинок) были информационно напитанными за счет их группировки, объединения и единения в целостный образ.

Кратковременная память имеет связь с актуальным состоянием сознания человека, поэтому для поддержания информации требуется поддержание внимания к запоминаемой информации на протяжении всего времени её удерживания, в случае долговременного запоминания необходимость в этом отпадает.

В процессе заполнения объема кратковременной памяти информацией, действует механизм временного кодирования, как отображение запоминаемой информации в виде последовательно размещенных символов, отображающихся в слуховой и зрительной человеческих системах.

Очень часто люди, когда им требуется что-то запомнить, стараются придумать ассоциацию и вызвать эмоциональную реакцию, которую можно рассматривать, как психофизический механизм, активизирующий и интегрирующий процессы, служащие способом запоминания и воспроизведения информации.

Человек способен увеличить объем кратковременной памяти и запоминаемой информации через перекодирование материала в новые структурные элементы. Оперативные единицы кратковременного запоминаемого материала зависят от возможности индивида сформировать восприятие информации. Было определено, что одна отдельная буква отображается намного лучше, чем две буквы, и две – чем три. Когда сочетание букв формирует знакомое человеку слово, тогда оно также хорошо воспроизводится, как и одна буква.

Еще было доказано, что запоминание улучшается не только при организации букв в слова, но и в том случае, когда бессмысленные слоги произносятся, как ритмически связанная последовательность. В таком случае среднее число запоминаемых объектов увеличивается. Любые способы организации информации позволяют сократить значительный объем материала в намного меньшее число оперативных или структурных элементов.

Ограничениями объема кратковременной памяти считается не только средняя глубина предъявленной фразы, но и средняя длина самых слов. Исследователями было установлено, что в разных языках наиболее часто (90-99 % от общей частоты всех слов) встречаются слова от одного до четырех слогов. Слова, длинною в 5-9 слогов встречаются намного реже, что говорит об ограниченности объема кратковременной памяти, а еще более длинные слова употребляются еще реже. Таким образом, Брайль (создатель шрифта для слепых) пришел к тому, что нельзя употреблять более шести точек при конструировании азбуки для незрячих людей.

Как улучшить кратковременную память

Для улучшения кратковременной памяти существует несколько способов, которые будут приведены ниже. Улучшение запоминания связано с развитием творческого мышления и тренировки , при использовании ассоциаций. Чтобы лучше запоминать длинные многозначные числа их можно представлять в виде животных или растений или каких-то неодушевленных предметов, которые приходят человеку на ум. Например, цифра два предстает в виде лебедя или вешалки, единица – столба или гвоздя, семь – косы, антенны, цифра восемь – банта, бабочки. С цифрой ноль может быть связанный любой круглый предмет – мяч, глаз, луна и другие. Если сложно в уме удержать ассоциацию, тогда можно воображаемую картину перенести на рисунок, набросок.

Тренировка кратковременной памяти должна осуществляться при руководстве определенными принципами. Один из них – это повторение. Но главное, соблюдать меру, иначе частое повторение приведёт к зубрению. Вызубрить можно абсолютно все, что необходимо, но неприятным моментом здесь может стать то, что вся заученная информация не будет осознанной и запомнится ненадолго. Поэтому, лучше всего не повторять материал много раз подряд, а закреплять информацию, повторяя по разу на протяжении нескольких дней.

Еще одним принципом является необходимость концентрирования на самом процессе запоминания. Вся предъявленная и сохраняемая информация должна быть осмысленна. По возможности должны устанавливаться аналогии с уже находящимися в голове, запомненными данными или какими-то конкретными жизненными факторами. Чем более обширными и прочными будут устанавливаемые параллели, соответственно будет лучшим процесс запоминания чего-то действительно значимого.

Активный образ жизни, движения, позитивное настроение благоприятно влияют на улучшение кратковременной и долговременной памяти. Физическая нагрузка, спорт, танцы, фитнес стимулируют кровообращение в организме, в частности, в головном мозге, что активизирует в свою очередь психические процессы, которые связанны с восприятием, переработкой и воспроизведением информации.

Большую роль в улучшении запоминания играет правильный режим и правильное питание. Такие продукты, как овощи, злаковые, рыба, морепродукты и яйца благоприятно воздействуют на процесс запоминания.

Для улучшения кратковременной памяти используется мнемоника, с помощью которой определяется определенная реакция индивида. Мнемоника включает в себя изображения, цвета, звуки, контакт, язык, вкусы и запахи. Почти все элементы связаны с органами чувств и помогают людям быстрее вспоминать необходимое. Например, если совместить цвет или звук с определенной информацией, то позже её будет намного легче вспомнить. Созданные с помощью мнемоники, мнемонические образы должны быть положительными и приятными для человека, иначе эти образы будут отвергаться.

Допустим, такой пример использования мнемоники. Если человеку нравится определенная мелодия, он может постараться запомнить номер телефона или что-либо другое, в ритме этой мелодии. Необходимо несколько раз проговорить и пропеть под мелодию запоминаемый материал. Воспользовавшись таким способом, можно удостовериться насколько прочнее информация задержится в голове.

Тренировка кратковременной памяти способом мнемоники пригодится, если человеку нужно постоянно встречаться с проблемой запоминания, особенно если это касается рода деятельности. Такой способ поможет развивать кратковременную память, которая часто используется при проделывании операций с числами в уме.

Исследователи выяснили то, сколько времени кратковременная память может хранить необходимые знания. Информация начинает «стираться» через 18 секунд после её употребления. Некоторые люди после 18-ти секунд могут держать в кратковременной памяти только 10% с информации, но если нет возможности записать то, что нужно запомнить (номер телефона или адрес), то это может не помочь. Поэтому необходимо про себя повторять нужные для запоминания цифры в течение каждых 15 секунд, таким образом, обновляя полученные данные.

Тренировка кратковременной памяти включает в себя метод аналогий с телом. С помощью этого метода можно запомнить намного больше мелких сведений. Способ запоминания по ориентирам частей человеческого тела необычен, но на практике он доказал, что это отличный метод сохранения материала, и извлечения информации в нужный момент. Суть заключается в том, чтобы связать нужное сведение напрямую с конкретной частью человеческого тела, при этом творя в воображении некий образ, связанный с необходимыми для человека знаниями.

Так, если нужно запомнить ряд фруктов, тогда их можно ассоциировать: яблоко – с глазом, морковь с носом.

Многие учащиеся (ученики и студенты) уверены в том, что включенный телевизор или компьютер им совершенно не мешают при учёбе, но, при проведении исследования выяснилось, что посторонние звуки, музыка, или еще больше мелькание изображений становятся препятствием для запоминания очень важной информации.

Хоть как бы человек не старался, он не может сделать несколько вещей одновременно, или может, но тогда одному из его занятий будет нанесен ущерб. Важно помнить, что это относится только к внешней деятельности, но не имеет отношения к таким естественным процессам, как дыхание и ходьба, поскольку эти процессы не поддаются обработке сознания.

Тренировка кратковременной памяти в технике связного повествования – это способ, который рассчитан на запоминание вещей, которые имеют слабую связь друг с другом. Когда нужно запомнить список покупок или ещё что-то можно придумать историю, в которой будут упоминаться предметы, которые нужно запомнить. Истории могут получаться самые бредовые, но метод реально работает, что уже доказано многими учёными. Единственным недостатком данного способа есть то, что если список элементов, необходимых для запоминания слишком обширный, тогда придется придумывать слишком длинный рассказ или несколько небольших рассказов.

Метод «ключевые слова» часто используется в школе при изучении иностранных языков, эта своеобразная уловка может очень помочь. Например, для запоминания слова «look» (смотреть) можно подобрать русское слово – лук, при этом создается фраза: «не смотрю, когда режу лук». Таким образом, получается, что при запоминании создаётся образ, произносится новое слово и запоминается его значение.

Локусов метод тренировки кратковременной памяти еще называют «методом поездки» или « методом римской комнаты». Данный метод произошел из древнего мира. Принцип осуществления данного метода такой: человек мысленно представляет себя в комнате или на улице, которая очень хорошо знакома человеку и оставляет части информации около разных ориентиров, по которым легко можно узнать эту информацию. Когда информация понадобится человеку, он снова мысленно перемещает себя в комнату или на улицу, на которой он по ориентиру приходит к месту, где оставил на сохранение сведения об информации.

Кратковременную память можно улучшить с помощью разбивания информации на блоки. Доказано, что кратковременная память человека может хранить от пяти до девяти элементов, но многие люди с легкостью запоминают номера телефонов, которые состоят из десяти цифр. Поскольку большинство номеров пишется через черточку или пробелы. Если бы цифры были написаны всегда слитно, а не блоками, тогда их запоминание было бы хуже.

Кратковременная память тренируется с помощью метода восстановления окружающей обстановки. Так, например, когда дети что-то потеряли, им говорят пойти туда, где они видели искомый предмет в последний раз, и действительно, таким образом, предмет находился. Этот процесс называется контекстно-зависимым. На память воздействует окружающая обстановка, ситуация и восстановление условий, в которых человек видел вещь в последний раз и запомнил там утерянный предмет, это может натолкнуть на мысль, что вещь была утеряна или оставлена в том месте, это работает при механизме запоминания.

К примеру, аквалангистам, когда они находятся в воде, сообщают определенную информацию, которую им будет легче вспомнить, если они снова будут находиться в воде.

Контекстно-зависимое запоминание предполагает, что зафиксированные в состоянии алкогольного опьянения вещи, намного быстрее вспоминаются, если человек вновь входит в состояние опьянения.

Еще один метод улучшения кратковременной памяти – запоминание запахов. Исследователи твердят, что запах – один из мощных инструментов при запоминании, с помощью которого можно извлекать глубочайшие воспоминания.

Чтобы кратковременная память у детей была лучше, необходимо составить правильный рацион питания. Дети, которые недоедают и соответственно не получают необходимое количество витаминов и минералов, запоминают информацию намного хуже. Поэтому пища ребенка, как и взрослого человека, должна быть богатой на белки (поэтому не нужно с детства прищеплять ребенку вегетарианство) и сахар (полезный сахар, чтобы не провоцировать переедание и ожирение) и включать витаминные добавки.

Кроме этого интеллектуально направленные занятия с ребенком нужно проводить непродолжительными отрезками, например по 15-20 минут с переводом внимания ребенка на другой вид деятельности. Вместе с этим ребенок должен отдыхать от интеллектуальной деятельности, заниматься двигательной активностью и получать физическую нагрузку. Активные игры и физкультура улучшают кровоснабжение мозга, что в свою очередь, активизирует кратковременную и долговременную память.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Психология

Объем кратковременной памяти. Мнемические приемы

Введение

1. Виды памяти

2. Основные характеристики кратковременной памяти

3. Мнемические приемы

3.1 Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания

3.2 Запоминание иностранных слов

Заключение

Библиографический список

Приложение

Лабораторная работа. Память. Определение объема кратковременной слуховой, зрительной и образной памяти

Введение

Память -- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память -- основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

1. Виды памяти

Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, словесно-логической и других видах памяти.

Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, заранее не определенный период. Она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминание не требуется (поскольку то, что только что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти оно необходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания.

При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.

Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е. на то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

Двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах деятельности, занятия которыми требуют от человека довольно сложных форм движений.

Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть" отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессией, особенно сотрудников ОВД, художников, конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных. Она необходима музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки.

Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала. Данным типом памяти нередко обладают научные работники, преподаватели.

Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.

Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая.

Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение материала, которое происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой мнемической задачи (задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует от человека волевых усилий.

В структуре памяти можно выделить два вида мнемических способностей, имеющих различные физиологические механизмы: способность к запечатлению и способность к смысловой переработке информации. Оба вида мнемических способностей оказывают влияние на успешность усвоения знаний, однако большую роль играет способность к переработке информации, характеризующая тесное единство процессов памяти и мышления.

2. Основные характеристики кратковременной памяти

Средний объем кратковременной памяти весьма ограничен: это 7+/- 2 единицы интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем так называемой механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузка долговременной памяти излишними сведениями.

Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго в ней отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

Одно из главных свойств кратковременной памяти состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в кратковременной памяти необходимо сохранение активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.

В самом термине "кратковременная память" закреплен внешний, временной параметр явления безотносительно к тому, как оно связано с деятельностью индивида, с ее целями и мотивами. Однако и здесь надо иметь в виду связь временного параметра событий с их значимостью для организма. Длительность события сама по себе уже значима для памяти, потому что в длительном (повторяющемся) воздействии как бы заложена возможность повторения в будущем, что требует к нему большей готовности. В этом консолидацию следов можно рассматривать как своеобразную оценку значимости данного материла для осуществления предстоящих жизненно важных целей. Однако влияние самого по себе временного фактора не безгранично: лишенное смысла длительное повторение раздражителя вызывает лишь защитное торможение, а не перевод его в долговременную память.

Клинические исследования, связанные с нарушениями памяти, показывают, что два вида памяти - кратковременная и долговременная - действительно существуют как относительно независимые. К примеру, при таком нарушении, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном на недавно происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушением памяти, - антероградной амнезии - сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память. Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5--7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1--2 кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 объектов. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти “куски” были более информационно насыщены за счет группировки, объединен я цифр, слов в единый целостный “кусок-образ”.

Рассмотрим подробнее кратковременную память.

Как уже было сказано выше, в кратковременной памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

Для поддержания информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека. Часто, для того чтобы нечто действительно запомнилось, стараются по ассоциации с ним вызвать определенную эмоциональную реакцию. Такую реакцию можно рассматривать как особый психофизический механизм, способствующий активизации и интеграции процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти. Как уже говорилось ее средний объем ограничен 7±2 единицами интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризут природную память человека и имеет тенденцию сохранятся в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

С особенностями КП, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже храняющуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

Кратковременная память играет в жизни человека большую роль. Благодаря ей перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. КП имеет большое значение для организации мышления; его материалом, как правило, являются факты, находящиеся в КП человека.

Этот вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях о друг друге, описать те личностные особенности, которые они во время встречи друг и друга заметили, то в среднем называется, как правило, то количество черт, которое соответствует объему КП, т.е. 7±2.

Без КП невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться только то, что когда-то было в КП. Иначе говоря, КП выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в ДП, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

Одно из главных свойств КП состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в КП необходимо поддержание активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.

Клинические исследования, связанные с нарушениями памяти, показывают, что два вида памяти - КП и ДП - действительно существуют как относительно независимые. К примеру, при таком нарушении, которое именуется ретроградная амнезия, страдает в основном память на недавно происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания - антероградной амнезии - сохраненной остается и КП, и ДП. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в ДП.

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Во многих жизненных ситуациях процессы КП и ДП работают практически параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его КП, он часто сознательно или бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала, которое облегчает ему запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование ДП, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группирования запоминаемого материала, сведения его к числу смысловых единиц, не превышающих объема КП.

кратковременный память мнемический образный

3. Мнемические приемы

Объем как общих знаний в мире, так и по отдельным направлениям, специльностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и десятки раз. При этом этот объем постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из необходимых задач для человека в современном обществе. Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от все более динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации.

3.1 Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания

Рассмотрим некоторые приемы и упражения для развития памяти, облегчения запоминания - мнемические приемы.

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” -- о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

2. Ритмизация -- перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова -- чтобы запомнить медицинские термины, “супинациям и “пронация”, используют созвучную и шуточную фразу “суп несла и пролила”).

4. Нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по “методу связки” соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук -- запомнить это будет легко, если вы вообразите их “персонажами” яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт -- “карандаш” в “очках” подходит к полной даме “люстре”, на которую шаловливо влезает “стул”, на обивке которого сверкают “звезды”. Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по “методу связок”, полезно сильно искажать пропорции (огромный “жук”); представлять предметы, в активном действии (“карандаш” подходит); увеличивать количество предметов (сотни “звезд”); менять местами функции предметов (“стул” на даме “люстре”).

5. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, -- все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем “обходе”.

6. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы:

а) выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54;

б) выделить знакомые числа -- например, в числе 859314 выделить 85 -- год рождения брата, 314 -- первые цифры числа “пи” и т. д.;

в) “метод зацепок” -- замена цифр образами. Например, 0 -- круг, 1 -- карандаш, 2 -- очки, 3 -- люстра, 4-- стул, 5 -- звезда, 6 -- жук, 7 -- неделя, 8-- паук и т. д. Можно заменять цифры, буквами и словами. Например, замена цифр 1, 2, 3, 8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 -- один -- Н, 2 -- два, В. 3 -- три -- Р. А цифры 4, 5, 6, 7, 9 заменить начальными согласными в их названии: 4 -- 4,5 -- Р, 6 -- Щ, 7-- С, 9-Д.

Замена словами: 0 -- Л (иЛ), 1 -- Н (Ной), 2 -- В (Вой). 3 -- С (аРия), 4 Ч (оЧи), 5 -- Р (Рб), 6 -- Ш (уШи), 7 -- С (уСы). 8 -- M (яМа), 9 -- Д (яД). 10 -- НиЛ, 11 -- НеоН, 12 -- НиВа, 13 -- НоРа, 14 -- НоЧь, 15 -- аНаПа, 16 -- НиШа, 17 -- НоС, 18 -- НеМой, 19-- АНоД, 20 -- ВоЛ, 21 -- ВиНо, 22 ВиВа, 23 -- ВаР, .... ЗА -- РеПа, ..., 44 -- ЧаЧа, ..„ 56 -- ПаШа, .... 67 -- иШиаС, .... 78 -- СоМ, .„, 84 -- МяЧ, .... 93 -- ДаР. ..., 99

ДуШа, 100 -- НаЛиЛ и т. д.

Например, Вам надо запомнить телефон 9486138, то 94 -- ДаЧа, 86 -- МыШа, 13 -- НоРа, 8 -- яМа, -- легко запоминается образ “на даче мышь сделала нору и яму”

Этот номер Вы уже не перепутаете.

7. Метод тренировки зрительной памяти -- метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

8. Запоминание слов связыванием их в рассказ.

Исходные положения:

образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении;

они должны быть в движении;

связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе "похожести".

Пример запоминания логически не связанных слов (дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет, тетрадь, носки, воздух.):

Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край - получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз - разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять - не получается. Тогда открываете ее и из не прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дождя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватаетесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на землю, Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикрепленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сторону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпичей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.

9. Связка слов через сокращение образов (метод запоминания).

Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взлететь, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запоминании определяется присутствием в образе большего обьема первого слова.

10. Оживление (метод запоминания).

Попробуйте представить какого-либо зверя, животное, теперь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходите к оживленным предметам по той-же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Можно представлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предметами.

11. Взаимодействие с образами (метод запоминания).

Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Представьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять рассказ, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подготовить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании "похожести": цвета, каких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетекли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

12. "Перетекание"

Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинаковый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. Доведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1, 5-2 часа. Возвращаться, повторять слова во время их запоминания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того-же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть).

12. Синхронизация тактильного и зрительного восприятия.

Приготовьте 30 дощечек размером 100х200мм и следующие материалы: клеенка, вата, мягкая материя, жесткая, пшено, горох, спички и т.д. Наклейте один-два слоя на каждую дощечку, приготовьте десять слов или открыток. Закройте глаза, положите одну руку на дощечку (крупу и т.д.). Попросите, чтобы продиктовали слова с паузой в 30 секунд или смотрите на открытки, составляя рассказ. Во время запоминания каждого слова или открыток проводите пальцами по разложенным без Вашего участия дощечкам. Одно слово или открытка - одна дощечка. После запоминания попросите, чтобы дощечки поменяли местами.

Ваша задача - воспроизвести слово, закрыть глаза и разложить дощечки по порядку, пользуясь тактильными ощущениями и словами, которые Вы будете воспроизводить в воображении.

Показателем того, что Вы достигли научного результата будет - называя слово, Вы неосознанно (на начальном этапе занятий нужно делать это осознанно) ощущаете прикосновение к телу дощечки, соответствующей этому слову. Вариации: выполняете ту же работу, только босыми ногами, щекой, прикладывая дощечки на солнечное сплетение и т.д.

Необходимо проработать все тело. В течение указанного времени рекомендуется запоминать информацию с помощью дощечек, вызывая тактильные ощущения и вызывая такие же ощущения мысленно, не пользуясь дощечками (запоминайте таким образом открытки, слова, слайды и т.д.). Когда Вы достигнете указанного результата возвращайтесь к первому разделу и, представляя в воображении (то есть стараясь ярко видеть и подключать одновременно тактильные ощущения, четко чувствовать всем телом одновременно), проработайте все упражнения от начала до конца, проецируя требования, предъявляемые к образам на тактильные ощущения.

13. Развитие слухового воображения.

а) Возьмите линейку и ударьте о стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь состояния "пустоты" в голове, постарайтесь "услышать" звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол), и тактильными (ощущать всем телом линейку, стол, удар).

б) Изменение слуховых ощущений. Представьте (аналогично тактильным ощущениям), что один вид звука входит в зону другого звука и "перетекает" в него. Например, представьте, что какой-либо музыкальный звук завладел одной из зон Вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите вибрацию на все тело. Затем представьте, что совершенно иной тональности звук завладел одной из зон тела. Распространите его по всему телу. По этой же схеме звук или неприятное ощущение "убирается" с тела.

в) Соощущения. Возьмите пять дощечек с наклеенными на них различными материалами. Попросите, чтобы Вам подобранными заранее предметами (металлическими, деревянными, стеклянными, пластмассовыми и т.д.) ударяли, допустим, о стол. В это время Вы должны, положив правую руку поочередно на каждую из дощечек, воспринимать и запоминать (один звук - одну дощечку). Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали удар стекла о стол. В это же время Вы рукой воспринимаете клеенку, наклеенную на дощечку. Представьте, что Вы касаетесь с закрытыми глазами клеенки, которая при каждом прикосновении издает "стеклянный" звук, т.е. Вы можете представить, скажем, рюмку, сделанную из клеенки, и таким образом запомнить ощущение. Затем, когда Вы будете воспроизводить этот образ, Вы сможете считать звук и материал. Цель упражнения - достигнуть состояния, когда Вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е. при восприятии определенного звука Вы должны ощутить прикосновение соответствующего материала.

14. Развитие вкусового воображения.

Тренировка вкусовых ощущений. Сконцентрируйте внимание на кончике языка в течение одной-двух минут, начнется слюноотделение. Возьмите кусочек сахара и положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте глаза, представьте (необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно, услышать звук одновременно). Продолжайте держать внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара. Обычно отдаленно вкусовые ощущения появляются уже через 20-30 секунд, затем они от упражнения к упражнению усиливаются. Если же у Вас очень плохо получается (5-7% от всех занимающихся), попробуйте сахар на кончике языка и постарайтесь вызвать соответствующие вкусовые ощущения по предложенной схеме. Вы должны достигнуть следующего: представив предмет в воображении, ощутив его тактильно, услышав звук и одновременно автоматически сконцентрировав внимание на кончике языка, Вы должны почувствовать вкус этого предмета, причем это должно происходить неосознанно.

15. Развитие обонятельного воображения.

а) Сконцентрируйте внимание на кончике носа и постарайтесь представить запах лимона, розы и т.д. На начальном этапе упражнение выполняется с закрытыми глазами. Глаза смотрят прямо, на нос не скашиваются. На носу концентрируется только внимание. Если не удается вызвать запах, возьмите воображаемый объект в руку, поднесите его к носу, ощутите его запах и положите перед собой на расстоянии полуметра. Теперь, концентрируя внимание на кончике носа, старайтесь вызвать запах этого предмета. Если это удалось, откладывайте предмет все дальше и дальше, старайтесь вызвать запах, а затем и вовсе уберите его. Теперь Вы должны вызвать в воображении зрительный образ этого предмета, тактильные, слуховые и вкусовые ощущения, помогая тем самым вызвать запах этого предмета (соответственно в этот момент Вы должны концентрироваться на кончике носа).

б) Возьмите несколько предметов с различными запахами и попробуйте их запомнить с закрытыми глазами, ощущая только их запах и соответственно вставляя их в рассказ. Например, легкий воздушный запах можно представить в виде пуха, а острый в виде чего-то стального. Т.е. нужно стараться добиться неосознанного появления зрительных образов в ответ на обонятельное ощущение или представление.

16. Запоминание текстовой информации посредством выделения ключевых слов и установления связей между ними.

1. Возьмите два карандаша (красный и синий). Прочитывая текст, подчеркните красным карандашом ключевые слова, т.е. слова, по которым можно воспроизвести предложение.

2. Проверьте, связаны ли логическим переходом эти слова-опоры. Например: кран-стол. Мы понимаем, что идет описание кухни. Допустим: самолет-клубника. Ясно видно, что связи нет, поэтому выделите в таких местах дополнительные опоры синим карандашом.

3. Выпишите слова на отдельный лист и подчеркните опоры, выделенные красным цветом (выписываются подряд слова, подчеркнутые красным и синим цветом).

4. Составьте с ним рассказ и воспроизведите слова на другом листке.

5. Сверьте с контрольным листом, исправьте ошибки (в воображении).

6. Теперь вызывайте слово за словом в воображении и по ним воспроизводите текст. После отработки таким образом 30-60 страниц текста процесс начинает выполняться непроизвольно, т.е. уже не нужно будет проделывать это письменно.

3.2 Запоминание иностранных слов

Общие правила

Старайтесь связывать слова, словосочетания, крупные блоки. Таким образом Вы сможете в несколько раз больше выучить за один раз. Память способна удержать на начальном этапе (кратковременная память) 7+(-)2 единицы блока запоминаемой информации. Это верно в том случае, если Вы не прошли предыдущий курс и не выполнили его требований. Начните запоминать 3-5 слов, постепенно перейдя к пяти блокам по 30-50 слов.

Прежде, чем твердо решить запоминать свыше пяти блоков, проэкспериментируйте. Сравните результаты, найдите оптимальное количество слов в блоках. Следует учесть, что если Вы продолжите занятия по развитию образной памяти, сможете повысить емкость блока и их количество до девяти.

Тренируясь и изучая язык одновременно, через месяц-полтора Вы вдруг обнаружите, что связки образуются уже сами собой.

Если Вы прошли предложенный курс полностью, яркие парадоксальные образы и картинки Вы сможете сами выстраивать в своем воображении.

Непроизвольное запоминание происходит, если в воображении строятся образы так, что они главному персонажу либо помогают достичь цели, либо мешают.

С большей долей непроизвольности запоминание происходит, если мы концентрируем внимание на значении слова и его звучании, а не на заучивании (обманываем зубрежку). Чтобы углубить понимание языка, рекомендуется глубже разобраться со значением слов, т.е. заглянуть в толковый словарь. Если есть возможность, то не в один. Также рекомендуется произнести слово, ставя ударение на разных слогах поочередно и с выражением различных эмоций (удивление, радость, гнев, разочарование, восхищение и т.д.).

Если Вы убедили себя, что запоминаете не на неделю, а на всю жизнь, Вы сразу ощутите разительный контраст в качестве запоминания. Поэтому прежде чем запомнить, убедите себя в том, или ощутите, представьте, что Вы запоминаете на всю жизнь.

Техника запоминания.

1. Подобрать к иностранному слову созвучное, сходное по звучанию полностью или частично, русское слово и составить связанную с русским переводом образную связку.

2. Учтите, Ваша цель должна быть не запоминание иностранного слова, а нахождение связки между словами, необычность связки, наличия в ней движения. Все обязательно должно подкрепляться запоминанием пятью органами чувств - это основное.

Существительные. Соор (англ.) подбираем слово-купаться-Курятник (перевод) Представьте себя купающимися в реке. Вдруг на Вас налетают и усаживаются куры. Посмотрим на слово соор - Вы наверняка вспомните подобранное слово Купаться-следом восседающих кур и следом-КУРЯТНИК (перевод).

Сложные (трудные) слова - преобразовать путем замены одной-двух букв и затем построить связки. Dig (копать) - букву "i" меняем на "о". Получается - дог - собака. Она лапами, словно лопатами, роет яму. Причем собака очень худая - так запоминаем замену "i" на "о". Мы удивляемся, как такая тощая собака может устоять на ногах.

Слово с предлогом (аналогично словосочетанию). Тo table (ту - у, таблетка) - к столу (пер.) ту - у (гудок паровоза). К столу сьезжаются со всех сторон таблетки, которые и издают этот звук.

Эти приемы лучше использовать в сочетании с необычными рисунками (например, из журнала "Крокодил"). Техника работы с рисунками заключается в следующем: подобрав соответствующий рисунок, Вы переписываете названия предметов, понятий, изображенных на нем. Затем из русско-английского или другого словаря выписываете переводы. После этого составляете связки к каждому отдельному слову, смотря на рисунок и воображая необычный сюжет. Таким образом, за один подход можно запомнить от 20 до 50-70 слов.

Записи сохраняйте, они Вам понадобятся для повторения. Позанимавшись в течение одного-двух месяцев по полтора-два часа в день, Вы обнаружите, что связки уже образуются произвольно. Для образования установки непроизвольного запоминания обычно необходимо полгода (твердой установки). Таким образом, запоминание будет происходить как бы само собой.

Повторение

Наиболее оптимальное время перерыва - 10 минут (необходимо для первоначального "проявления", т.е. запечатления информации).

Ниже в таблице мы приводим наиболее оптимальное количество повторений слов с помощью образной памяти. Секрет пауз заключается в том, что во время перерыва мозг переводит информацию в долговременную память. Этот процесс нарушается даже в том случае, если Вы во время перерывов повторяете (происходит стирание).

Таблица повторений:

Заключение

Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.

С развитием кибернетики, других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта изучение памяти стало необходимостью и для технических наук. Без понимания механизма функционирования мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдоинтеллектуальных систем.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется, в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

Библиографический список

Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996

Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Изд-во НГУ, 1996

Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990

Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Гамезо М.В., И.А. Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание, М.: Просвещение, 1999г.

Гарибян С.А.. Школа памяти. Москва: Цицеро, 1992г.

Гиппенрейтер Ю.Б. Романов В.Я., Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М.: Изд-во МГУ, 1980г.

Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000г.

Макселон Ю., Психология. М.: Просвящение, 1998г.

Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994г.

Приложение

Лабораторная работа

Память. Определение объема кратковременной слуховой, зрительной и образной памяти

Памятью называется свойство центральной нервной системы фиксировать и хранить информацию о предметах и явлениях внешнего мира, с целью ее использования для адекватного приспособительного поведения в изменяющихся условиях окружающей среды. Память человека является основой его психического развития, лежит в основе мышления и сознания.

По времени хранения информации различают кратковременную и долговременную память. Кратковременная память характеризуется большим объемом и быстротой запоминания. Информация в кратковременной памяти хранится от нескольких секунд до нескольких часов. Такая память называется функциональной, так как механизм кратковременной памяти заключается в возникновении непродолжительных обратимых изменений физико-химических свойств нейронов.

Долговременная память характеризуется меньшим объемом информации, большей ее значимостью и очень продолжительным временем хранения (месяцы, годы). Такая память называется структурной, так как ее механизм заключается в возникновении необратимых перестроек в нейронах и в возникновении новых межклеточных связей. При долговременной памяти происходит, например, активация генетического аппарата нервных клеток и поэтому долговременная память формируется, в частности, на основе синтеза макромолекул (белков и нуклеиновых кислот).

Выделяют также слуховую память, зрительную память, образную память и т.п.

Цели работы:

Определить объем кратковременной слуховой памяти.

Определить объем кратковременной зрительной памяти.

Определить объем кратковременной образной памяти.

Приборы и материалы: таблица из однозначных цифр, карточки Зыкова, список из 18 беспредметных понятий, секундомер.

Ход работы:

Определение объема кратковременной слуховой памяти. Для определения объема кратковременной слуховой памяти необходимо установить то максимальное количество знаков, которое человек может запомнить на слух с одного предъявления и точно воспроизвести. Работу можно проводить одновременно на студентах всей группы.

Начертите в тетради предлагаемую ниже таблицу (цифры в таблицу не вписывать!). Преподаватель зачитывает первый ряд цифр. Студенты заслушивают этот рад полностью, а затем записывают его. Затем преподаватель диктует второй ряд. Студенты прослушивают его, а затем также записывают и т.д.

После того, как продиктованы все ряды цифр, преподаватель вновь начинает диктовать эти же ряды цифр для проверки правильности воспроизведения. Если цифры первого ряда воспроизведены без ошибок (не пропущены, нет лишних цифр, не поменяны местами), то ставится знак плюс. Если в каком-нибудь ряде допущена хотя бы одна из выше перечисленных ошибок, то под ним ставят знак минус и проверка прекращается. Число плюсов и будет характеризовать объем кратковременной слуховой памяти.

Объем кратковременной слуховой памяти у человека в среднем равен 7.

Таблица 1

Таблица из однозначных цифр.

№ ряда

Количество чисел в ряду

Определение объема кратковременной зрительной памяти

Для данного теста используются карточки М.Б. Зыкова (1973). Карточка представляет собой квадрат размером 4х4 см и состоит из 16 клеточек (8 черных и 8 белых, каждая размером 1х1 см). В наборе имеется 50 карт. В каждой из них своя комбинация черных квадратиков. Карточки разделены на 5 классов сложности, по 10 карточек в каждом.

Перед началом работы студенты должны в своих тетрадях начертить 10 квадратиков размером 4х4 см и расчертить на клеточки, размером 1х1см.

В первой серии опыта каждому студенту в группе предлагается запомнить по очереди 5 карточек. Преподаватель, перетасовав карточки, подходит к каждому студенту и предъявляет случайно вытянутую карточку. Испытуемый изучает карточку в течение 8 секунд. Далее преподаватель переворачивает карточку, а студент должен в начерченном в своей тетради квадратике отметить штриховкой или крестиком черные сектора.

Во второй серии опыта преподаватель произвольно предъявляет испытуемым сразу 5 карточек, но время просмотра не ограничено. Как только у студента возникает уверенность, что он запомнил все карточки они переворачиваются и заполняются в тетради остальные 5 квадратиков.

Обработка результатов теста состоит в подсчете числа неправильно заполненных клеток каждого квадратика и в последующем определении с помощью таблицы балла для каждой пробы, зависящего от класса сложности карты и от числа допущенных ошибок, то есть числа неправильно заполненных при воспроизведении клеток. Наивысшая оценка за пробу - 5 баллов, минимальная - 0 баллов.

Определение объема образной памяти

Для данного теста необходим список из 18 непредметных понятий. Например, "хорошее настроение", "летний отдых" и т.п.

Работа проводится также одновременно на всех студентах группы.

Преподаватель зачитывает по порядку понятия с паузой 5 - 6 секунд. За это время студенты должны, поставив в тетради порядковый номер понятия, зарисовать, то, что они себе представляют под тем или иным понятием (буквы и цифры не использовать!).

Через 30-40 минут как продиктованы все 18 понятий, преподаватель, снова зачитывает их, но не по порядку. Студенты должны в тетради отыскать, тот рисунок, который соответствует определенному понятию, и подписать его. Подсчитайте число правильно воспроизведенных понятий.

Сделайте соответствующие выводы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики для психодиагностики характеристик памяти человека: узнавания, воспроизведения и запоминания (объем кратковременной зрительной и слуховой памяти), заучивания. Приемы развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Характеристика особенностей развития памяти у дошкольников. Изучение объема зрительной и слуховой кратковременной памяти у детей дошкольного возраста. Анализ зависимости объема кратковременной памяти от зрительного или слухового восприятия стимулов.

    отчет по практике , добавлен 10.09.2015

    Изучение сущности кратковременной памяти - одного из видов памяти, характеризующегося ограниченным временем хранения информации и ограниченным количеством удерживаемых элементов. Исследование объема кратковременной памяти на цифровые и буквенные стимулы.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2011

    Исследование различных видов памяти у школьников г. Гомеля, методы и направления данной программы. Определение характеристик объема памяти. Объем образной кратковременной памяти и внимания у школьников. Логический и механический способы запоминания.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2011

    Принципы организации памяти. Основные мнемические процессы, особенности кратковременной и долговременной памяти. Индивидуальные различия памяти, проблема формирования ее высших форм. Понятие о мнемотехнических приемах. Развитие и тренировка памяти.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Общее представление о краткосрочной и долгосрочной памяти. Научный базис гендера. Классификация видов и проявлений памяти. Время хранения информации при отсутствии повторения. Перевод полученной информации из кратковременной в долговременную память.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2012

    Характеристика нарушений высших психических функций у детей дошкольного возраста при органических поражениях головного мозга. Сравнительный анализ особенностей нарушения зрительной и слуховой кратковременной памяти у детей с органическими расстройствами.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2012

    Общее представление и взаимосвязь различных видов памяти. Законы и нейрофизиологические основы памяти. Развитие и нарушение кратковременной памяти у учеников школ и гимназий. Определение объёма памяти учеников при механическом и логическом запоминании.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2013

    Теоретические основы развития образной памяти у младших школьников. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе. Проектирование рабочей тетради "Запоминайка" по развитию образной памяти у учащихся.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2002

    Определение особенностей кратковременной памяти у подростков. Память как психический процесс. Методологические подходы к изучению памяти. Экспериментальное исследование кратковременной памяти в подростковом возрасте. Анализ и интерпретация данных.