Конспект занятия по лепке «Ежик. Конспект занятия по лепке ежик Артикуляционное упражнение «Причмокивание»

Программное содержание:
-Учить детей лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида.
-Экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» у ёжика.
-Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.
-Развивать чувство формы, способности к композиции.
-Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.

Предварительная работа.

Презентация фота с изображением ежей.

Беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик».

Отгадывание загадок о лесных животных.

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Ёжик»:

Ёжик медвежонка ждёт,
Ёжик яблоко грызёт.
Догрызёт до середины
И оставит половину
Фрукта ароматного
Мишеньке мохнатому.
Дело в том, что медвежонок
Дружит с ёжиком с пелёнок.

Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин, для «иголок» разный материал на выбор: семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки длиной 3-5 см;
-для глаз и носа материал на вы-бор: бусинки, мелкие пуговички, бисер, зёрнышки гречки; стеки, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые «полянки» из цветного картона для подставок (в форме неправильных овалов).

Воспитатель загадывает детям две-три загадки о ежах, например:

 Не зелёный, а колкий - фыркает у ёлки!

 Ползун ползёт, иголки везёт, свернулся в клубок - ни головы, ни ног.

 Ползёт, иглы на себе несёт; чуть кто подойдёт, свернётся в клубок - ни головы, ни ног.

Беседы о внешнем виде и образе жизни ежей. Презентация фота с изображением ежей.
После этого педагог читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Ёж колючий»:
Ёж колючий,
Но не злючий!
Просто одежонка
У ежа из игол сшита
Мастерами тонко,
Чтоб при случае каком
Мог он спрятать ножки
И свернуться в круглый ком
На лесной дорожке.
Вот такая одежонка,
Чтоб не трогали ежонка.

Воспитатель предлагает детям слепить ёжиков с длинными иголками, на которых они несут запасы в свои норки, чтобы покормить маленьких ежат. Спрашивает, как можно сделать иголки. После ответов детей показывает зубочистки, спички, кусочки трубочек для коктейля и советует использовать их для оформления колючей ежиной «одёжки».
Затем интересуется, как дети будут лепить ёжиков. Обобщает предложения детей и уточняет технику лепки из целого куска:

Берём комок пластилина, раскатываем шар и превращаем его в яичко - спереди уже, сзади шире;

Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх, будто ёжик при-нюхивается, где же растут грибочки;

Оформляем колючую шубку ёжика втыкаем в спинку «иголки», материал для «иголок» выбираем по своему желанию - семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки;

Оформляем мордочку - прикрепляем глазки и носик; материал выбираем по своему желанию - бисер, бусины, мелкие пуговицы, зёрнышки гречки или маленькие шарики пластилина;

Лепим грибочки или яблоки и размещаем на спине ёжика.

Дети выбирают по своему желанию цвет пластилина (жёлтый, оранжевый, розовый, серый, коричневый и т.д.), материал для «иголок» (семечки, зубочистки, трубочки и т.д.), «полянки» из цветного картона для подставок и начинают лепить.

В конце занятия дети размещают своих ёжиков на «полянках» и переносят на общую выставку.

Используемая литература:

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008г.

«Хрестоматия для маленьких» под ред. Л.Н. Елисеевой.

Конспект НОД « Вот ежик - ни головы, ни ножек» (лепка)
Цель: учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки».
Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.

Организационный момент
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришел необычный гость. А что бы узнать, кто это нужно отгадать загадку:
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
Воспитатель. Кто это?
Дети: Ежик!
Воспитатель. Правильно, Ёжик. Давайте рассмотрим Ёжика. На что он похож? Верно на шарик. Только не простой шарик, а с иголками. Как вы думаете. Для чего нужны ежику иголки?
Дети. Ёжик защищается от врагов.
Воспитатель. Правильно, его иголки очень остры, они помогают ежику спасаться от врагов - волков, лисиц. А что еще есть у нашего ежика?
Дети. Глазки, носик, ушки.

Еж колючий,
Но не злючий!
Просто одежонка
У ежа из игол сшита
Мастерами тонко,
Чтоб при случае каком
Мог он спрятать ножки
И свернуться в круглый ком
На лесной дорожке.
Вот такая одеженка,
Чтоб не трогали ежонка.

Воспитатель. Ребята посмотрите, наш Ёжик загрустил. Он что - то хочет мне сказать по секрету. И знаете что он мне сказал? У него в лесу совсем нет друзей. Давайте мы сделаем ежиков из пластилина. И чтобы наш Ёжик больше не грустил.
1. Берем комок пластилина, раскатываем шар и превращаем его в яичко - спереди уже, сзади - шире, затем с помощью трех пальчиков вытягиваем мордочку.
2. Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх, будто ежик принюхивается, где же растут грибочки.

Физминутка
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке
(ходьба на месте)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша
(ладошками шуршим),
А на встречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(прыгают как зайчики)
3 . А для того что бы нашего ежика никто не мог обидеть ему нужны колючки. Оформляем колючую шубку ёжика - втыкаем в спинку «иголки», материал для иголок выбираем по своему желанию - семечки, спички. Если берем семечки, то семечки вставляем в пластилин острым концом, чем больше колючек, тем лучше будет нашему ежику.
4. Оформляем мордочку - прикрепляем глазки, носик - маленькие шарики пластилина.
Вот какой красивый получился у нас ежик!
Воспитатель. Какие замечательные ежики у вас получились. Сейчас Ёжик пойдет и познакомиться с ними.
Воспитатель с ежиком подходит к каждому ребенку и спрашивает, как зовут его ежика. Воспитатель. Вот Ёжик и познакомился со своими друзьями. Сначала ежата отправятся на выставку, а потом пойдут с Ёжиком в лес.

Цель: обогатить знания детей о ежах

Задачи:

развивать умение поддерживать коллективную беседу,

уметь рассуждать, делать выводы, обучение ритмичному нанесению штриховки,

показ выразительных возможностей простого карандаша,

учить изображать качественные особенности, признаки изображаемых объектов.

Закрепить и уточнить знания детей о еже.

Учить узнавать и называть его, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания.

Развивать активную речь детей, память и сообразительность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Материалы: лесная поляна ёжик, пластилин семена подсолнуха, костюм ежика, иллюстрация ежей, картина на мольберт.

познание, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность в старше-подготовительной группе по лепке «Найдем друзей для ежика»

Цель:

Задачи:

Материалы:

Интеграция образовательных областей:

Ход НОД:

Воспитатель:

Он в лесу живёт под ёлкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец...(ёжик ) .

Шли по лесу не спеша,

Вдруг увидели ежа.

– Ёжик, ёжик, – мы друзья,

Дай погладить нам тебя.

Встали вокруг ежика.

Хором. Жа-жа-жа

Мы в лесу нашли ежа.

Жу-жу-жу

Подошли мы к ежу.

Ужа-ужа-ужа

Впереди большая лужа.

Жок-жок-жок

Надень, ежик, сапожок.

Я тебя съем!

Попробуй.

- Ёж меня за язык укусил.

(А.Н. Толстой)

Физкультминутка

« Ёжик топал по тропинке»

И его ежиха.

И ребёнок был у них-

Ночью вдоль дорожек,

Ёж-отец, ежиха-мать

Вдоль глухих лесных дорог

С. Маршак

Физкультминутка.

Ежик, ежик, не зевай!

Лучше с нами поиграй!

Бежит ежик по дорожке,

По прямой он побежал,

Тут лиса его встречает,

Свернулся ежик наш клубком,

Рассматривают работы.

Ой, ребята, посмотрите,

Что в корзине у ежа?

Как корзина тяжела.

Он для каждого из вас

Угощение припас.

Уходят.

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность в старше-подготовительной группе по лепке «Найдем друзей для ежика»

Цель: обогатить знания детей о ежах

Задачи:

развивать умение поддерживать коллективную беседу,

уметь рассуждать, делать выводы, обучение ритмичному нанесению штриховки,

показ выразительных возможностей простого карандаша,

учить изображать качественные особенности, признаки изображаемых объектов.

Закрепить и уточнить знания детей о еже.

Учить узнавать и называть его, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания.

Развивать активную речь детей, память и сообразительность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Материалы: лесная поляна ёжик, пластилин семена подсолнуха, костюм ежика, иллюстрация ежей, картина на мольберт.

Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход НОД:

Воспитатель:

Он в лесу живёт под ёлкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец...(ёжик ) .

Подходят к столу (там еж в елках).

Воспитатель: Посмотрите, а вот и наш ежик. Давайте поиграем с ним.

Игра: (Выбирается ребёнок, который будет изображать ёжика. Он садиться и обхватывает руками колени. Остальные дети вместе со взрослым поют песенку.)

Шли по лесу не спеша,

Вдруг увидели ежа.

– Ёжик, ёжик, – мы друзья,

Дай погладить нам тебя.

Все наклоняются и ласково гладят «ёжика».(2 раза)

Встали вокруг ежика.

Массаж лица «Ежик», с проговариванием чистоговорки.

Хором. Жа-жа-жа

Мы в лесу нашли ежа.

(Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз)

Жу-жу-жу

Подошли мы к ежу.

(Слегка касаясь пальцами провести по щекам 7 раз)

Ужа-ужа-ужа

Впереди большая лужа.

(приставить ладони ко лбу, как-бы сделав козырёк и растереть лоб движениями в стороны-вместе).

Жок-жок-жок

Надень, ежик, сапожок.

(кулачками массировать крылья носа)

Ребята, чтобы ежик не скучал мы приготовим ему сказку.

Дети усаживаются на ковер и слушают сказку: (читает воспитатель)

Телёнок увидал ежа и говорит:

Я тебя съем!

Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит,
потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

Ой, ой, ой! - заревел телёнок и побежал к корове-матери, жалуется.

- Ёж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.

У нас ёж - богатырь, - шёпотом со страху говорили звери.

(А.Н. Толстой)

Воспитатель: Видите какой еж был.

Воспитатель: кто хотя бы раз видел ёжика? Опишите его.

(округлый, чуть вытянутый, с заострённой мордочкой, с колючей спинкой.)

Воспитатель: ежи днём спят, а ночью выходят на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Семья ежей очень дружная. Взрослые ежи заботятся о своём потомстве, обучают их всему тому, что умеют сами.

Давайте встанем на ковре и поиграем

Физкультминутка

« Ёжик топал по тропинке»

Жили-были серый ёж (дети хлопают в ладоши)

И его ежиха.

Серый ёж был очень тих, (потягивания-руки вверх с

И ежиха тоже. растопыренными пальцами.)

И ребёнок был у них-

Очень тихий ёжик. (приседание, плавное опускание рук.)

Всей семьёй идут гулять (ходьба на месте)

Ночью вдоль дорожек,

Ночью вдоль дорожек (бодрая ходьба)

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок - ёжик. (замедленная ходьба)

Вдоль глухих лесных дорог

Ходят тихо: топ-топ-топ. (Ходьба на носочках)

С. Маршак

Воспитатель: Ребята наш ёжик опять грустит. Он мне сказал, что у него нет друзей в этом лесу.

Еж: Я всю зиму спал. А когда немного потеплело, думал весна пришла и проснулся. Видно рано я проснулся, мои друзья ещё спят. А мне так хочется с ними поговорить, поиграть. Я даже принес сюда их фотографии.

Воспитатель: Да ты не переживай ежик. Мы тебе найдем много друзей, слепим и подарим тебе, да ребята. (Да).

Воспитатель: Покажи нам своих друзей, мы очень хотим посмотреть.

Рассматривание картины на мольберте ежей.

Воспитатель: Дети, они вам нравятся? (Да).

Воспитатель: Скажите, что бы ежики делали без иголок? Для чего им иголки нужны?

Дети: иголки им нужны защититься от врагов. Если у них не будет иголок, их съедят волки и лисы.

Воспитатель: Какого цвета у ежиков иголки, шубка, глазки, носик?

Дети: Шубка коричневая, глазки и носик - черные.

Воспитатель: Чем они питаются? Что больше всего любят?

Дети: Они любят яблоки, ягоды, грибы.

Воспитатель: А давайте сейчас будем лепить таких ежиков для нашего друга, пусть у него будет много друзей. Давайте слепим из пластилина ему друзей. И посадим на нашу поляну. Ч тобы ежи смогли защищаться от врагов, у них должно быть много иголок. Показываю, как сделать иголки из семян..

Дети приступают к лепке.(Воспитатель помогает, если кто-то затрудняется.)

Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем с маленькими ежиками.

Физкультминутка.
Дети берут маленькие колючие мячики (массажные). Мячики можно заменить на листочки фольги, которые сомнут в шарики детки.

Воспитатель: А теперь давайте сядем на коврик и поиграем, покатаем наши мячики(шарики), которые так похожи на ёжиков.

Ежик, ежик, не зевай!

Лучше с нами поиграй!

Бежит ежик по дорожке,

Переставляет свои ножки. (дети перекатывают «ежика» в ладошках)

Свернул влево, убежал (дети зажимают в одной руке и прячут за спину)

Свернул вправо, убежал (дети зажимают в другой руке и прячут за спину)

По прямой он побежал,

И на тропиночку попал (дети перекатывают «ежика» в ладошках)

Тут лиса его встречает,

А еж иголки выставляет (дети перекладывают из руки в руку)

Свернулся ежик наш клубком,

И быстро покатился в дом. (дети катают мячики вокруг себя)

Рассматривают работы.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? а что Вам больше всего запомнилось? Какую сказку мы сегодня прочитали?

Ребята, посмотрите, что ежик принес для вас!

Ой, ребята, посмотрите,

Что в корзине у ежа?

Хочет грибочков подарить вам,

Как корзина тяжела.

Он для каждого из вас

Угощение припас.

(Воспитатель раздает угощение для детей).

Не скучай ежик вот твои новые друзья – ежи. Не скучай и играй с ними в волшебном лесу. До свидания! Уходят.


Цель:
1. Развивать у детей интерес к работе с пластилином
2. Продолжать закреплять навыки раскатывания, отщипывания и сдавливания.
3. Овладение действием детализации.
4. Способствовать развитию использования пластилина совместно с природным материалом.

Подготовка к занятию:
Домашнее задание накануне занятия по лепке – просмотр дома с родителями мультфильма «Как Ежик и Медвежонок Встречали Новый Год», 1975г.

Материал для занятия:
Пластилин, доска для лепки, стеки, семена подсолнечник, бумажные салфетки. Загадки про ежика.

Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! У меня к вам вопрос – все смотрели мультфильм дома «Как Ежик и Медвежонок встречали Новый Год»?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто был главным героем этого мультфильма?
Дети: Ежик!
Воспитатель: И что же там делал ежик?
Дети: Он был Новогодней елкой для медвежонка!
Воспитатель: А вы помните чем медвежонок украшал ежика?
Дети: Да, медвежонок украшал ежика грибами, яблоками!
Воспитатель: Правильно, молодцы! А кто из вас видел настоящего ежика?
Дети: Различные ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете что кушает ежик? А для того чтобы точно узнать что кушает ежик, предлагаю вам отгадать несколько загадок:
Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
Дети: Ежик!

Воспитатель: Правильно! А что у него на спинке?

Дети: Яблоки и грибы!
Воспитатель: Правильно! А вот еще одна загадка:

В день осенний, в день пригожий
На колючий шар похожий
По лесной тропинке шел,
На полянке яблоко нашел.
А яблоки — я вам скажу —
Очень нравятся….
Дети: Ежу!

Воспитатель: Хорошо, вы ответили правильно! И вы, наверно, догадались, что мы с вами сегодня будем лепить ежика.

Воспитатель: (демонстрация) для начала мы берем кусочек черного пластилина и раскатываем толстую колбаску, потом с одной стороны заостряем и вот практически получилась мордочка нашего ежика. Далее берем три маленьких кусочка коричневого пластилина и катаем маленькие шарики. Это будут глазки и носик нашего ежика. Ребята, а как вы думаете для чего у нас приготовлены семечки подсолнечника? Мы будем делать ему необычные иголки из пластилина, а из семян подсолнечника! Берем по одной семечке и аккуратно вставляем ежику в спинку. Помните, мы с вами отгадывали загадки, что кушает ежик?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Верно, ежик любит кушать яблоки. Нашему с вами ежику мы сделаем тоже яблоки. Возьмем небольшие кусочки салфеток, сомнем в руке и скатаем шарик, который положим на спинку нашему ежику!

Самостоятельная деятельность детей. Выполнение задания по образцу, либо по памяти. По необходимости обращаются за помощью к воспитателю.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! У всех получились очень красивые ежики с вкусными яблоками!

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, аппликация
Название: Конспект занятия по лепке в средней группе «Лесной ежик»


Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 22
Месторасположение: г. Красноярск

Конспект НОД «Ежик» (возраст 6-7 лет)

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (лепка).

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, делить целое на части, соединять элементы между собой.

Развивающие: Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением ежика;

Чтение стихотворений про ежика, загадывание загадок;

Дидактические игры «Узнай по описанию»;

Наблюдение за ежиком в парке.

Оборудование: пластилин, дощечки, стеки, салфетки, иллюстрации с изображением ежика, ежик.

Методы и приемы: игровая мотивация, художественное слово, рассматривание иллюстраций, словесное объяснение и показ приемов работы, показ образца, самостоятельная деятельность детей, анализ работ.

Ход:

1.Организационный момент (мотивация детей). Ребята, сегодня к нам в гости пришел гость, но чтобы узнать кто это, сначала отгадайте загадку.

2.Вступительная беседа

Загадка: Идет, иглы на себе несет,

Чуть кто подойдёт,

Свернется в клубок –

Ни головы, ни ног. (Еж)

Воспитатель показывает игрушку, обращает внимание на иллюстрации с изображением ежика.

Затем дети рассматривают ежа, уточняют форму тела (туловище, иголки, лапки).

Вопросы к детям (закрепление знаний детей о внешнем виде ежика).

Ёжик - один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Болотистых местностей и исключительно хвойных массивов этот лесной житель избегает.

Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный.

3.Основная часть:

Сообщение темы (определение темы и цели деятельности)

Показ образца: - У меня есть один ежик. Он грустит.

Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение? (Очень хорошая идея – найти нашему ежику друзей.) Сегодня я предлагаю вам сделать слепить ежей.

Показ и анализ образца

Ёжик – серенький клубок.

Прибежал, не видно ног.

Убери иголочки,

Колкий, словно ёлочка

И, как дедушка репей!

Дай, поглажу, поскорей.

Испугался, запыхтел.

Я же поиграть хотел...

Затем дети рассматривают ежа, уточняют форму тела (туловище, иголки, лапки). Воспитатель объясняет приемы лепки ежа.

Сначала лепим туловище. Раскатываем шар, разрезаем его пополам. Вытягиваем мордочку. Стекой делаем ямки для иголок, намечаем рот и глаза. Вставляем семечки – это у нас будут иголки. Лепим глаза, нос и язык, лапки. При сборке нужно плотно прижимать детали друг к другу. Прикрепляем глаза, нос, язычок. Примазываем лапки. Можно на иголках разместить одно яблочко или маленький гриб.

В конце занятия предложить сравнить изображение с натурой.

Дети играют в пальчиковую игру «Дружные пальчики».

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний, длинный,

И как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть недлинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Организационное окончание:

Что мы делали сегодня?

Что вам особенно понравилось?

Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы.