"Купи!" Ребенок в магазине: как избежать истерики и плохого поведения. Как научить ребенка постоять за себя – советы психолога Компьютер и фотографии

Как известно, научить ребенка хорошо и правильно себя вести в обществе лучше всего своим примером. Это относится к достижению успеха, наверное, во всех областях. Всегда начинать нужно с себя.

Прямо сейчас на наших глазах привычки приобретают наши дети. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы можем научить детей в раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали им взаимодействовать с другими людьми и облегчали жизнь.

1. Быть вежливым. Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста» и умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми, украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.

2. Уметь говорить «нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдает их без напоминания. Ровеснику, предлагающему выпить коктейль на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.

Как научить ребенка себя вести видео

3. Соблюдать гигиену. Если с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, в будущем эта привычка сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.

4. Не опаздывать. Непунктуальность – один из самых больших раздражителей. Она может подводить и ученика в школе, и офисного работника. Поэтому с медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома на десять минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера, чтобы избежать утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к назначенному времени на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.

5. Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз, пока они не «впечатаются» в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнем.

6. Уметь слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.

Как научить ребенка вести себя в школе

7. Сосредотачиваться. Сейчас о прокрастинации говорят с некоторым вызовом и бравадой. А меж тем и современные дети, и взрослые утрачивают способность быть усидчивым, концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Мы можем научить детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, а по его завершении приниматься за другое.

8. Класть вещи на место. Приучая ребенка убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить энтропию разбросанных вещей сейчас и в будущем.

9. Извиняться. Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у ребенка чувство стыда за любую оплошность. Но ввести в лексикон простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей. Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.

11. Питаться правильно. Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол. Привередливые дети и из правильного продуктового набора составят список исключений, но если в родительском рационе присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку захотелось съесть овощной салат.

Как научить ребенка хорошо себя вести

12. Знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.

13. Уважать личное пространство. Некоторым тактильным детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут сидеть на его коленках. Но совсем не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение. Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора с незнакомым человеком, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать.

14. Выражать свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.

15. Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей, и тем самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.

16. Уметь сострадать и сочувствовать. Помощь больному котенку, покупка продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос, позволят ребенку понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному могут складываться обстоятельства.

Как научить ребенка правильно себя вести

17. Содержать вещи в порядке. Умение организовать школьные принадлежности, аккуратно раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы, здорово упрощает быт. Родители сами могут решить с какого возраста доверить детям уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно положить под детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.

18. Готовить еду. Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на

семейных пикниках, да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят или неважно себя чувствует.


19. Делать зарядку. Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.

20. Выступать на публике. Как бы ни противились некоторые родители муштре на детсадовских утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а во многих случаях и на работе.

Умению справиться со страхом выступлений психологи посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и радоваться сначала стишкам для Деда Мороза, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию выступлений и настраивать детей на успех.

Как научить ребенка вести себя в обществе

21. Понимать природу денег. Первое представление о деньгах ребенок получит, играя в магазин, но настоящую цену заработанному он узнает не скоро. Родительская задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его. Важно чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.

22. Верить в лучшее. Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их на лучшее, верить в своих детей и собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни.

23. Доводить дело до конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить как недостроенную башню.

Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца. И обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и завершенной работы.

24. Делиться. Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка делиться вещами, если он этого не хочет. И, в общем, с этим сложно не согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна самим. Но все-таки есть большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с другим человеком. Еще Джек Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

25. Заботиться о близких. Видеть, что кому-то необходима забота и участие (живущей одной бабушке, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так предложить свою помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.

Что делать, если малыш капризничает и кричит в магазине, автобусе, кафе?

Недавно моя приятельница - счастливая мама 4-летнего Данилки - буквально со слезами на глазах жаловалась, что ей стыдно появляться с ребенком в общественных местах. Он ее позорит всегда и всюду: в магазине громко требует купить дорогую вещь, а в автобусе на весь салон делится впечатлениями вроде: «А помнишь, как наш папа сегодня...?». О том, можно ли научить детей-дошкольников правильно вести себя в общественных местах и как это сделать, рассказала владимирский психолог Наталья Фельдман.

Он просто привлекает внимание

- Наталья Борисовна, как же научить ребенка правильно вести себя в общественных местах?

Нам нужно определиться с тем, что такое ПРАВИЛЬНОЕ поведение. С точки зрения родителей ребенок должен быть сдержанным, скромным, не должен мешать другим людям, привлекать к себе внимание, нарушать тишину. С одной стороны, это правильно, но, с другой, такое поведение удобно прежде всего для родителей. Подумайте: чего чаще всего боится мама, чей ребенок начинает бегать или плакать в общественном месте? Негативной реакции окружающих людей на нее, а не на ребенка: «Ну и мамаша, воспитать ребенка не может!» Получается, что плохое поведение ребенка приравнивается к утверждению «я плохая мать» (как вариант — «плохой отец»). А ведь в некоторых ситуациях ребенок просто не может сидеть на месте и молчать — таковы особенности его психики. Либо у капризов есть другие причины. Все случаи, когда ребенок плачет, шумит, нужно строго дифференцировать.

- Каким образом?

Как правило, ребенок ничего не делает просто так или из вредности. Например, часто его поведение — это способ привлечь к себе внимание. И тут возникает вопрос: с какой целью? Скорее всего, ответ такой: ребенок системно не получает внимания, пока ведет себя хорошо. Его просто не замечают. А как только начинает шуметь и капризничать, родители внимание обращают и начинают ругать. А ребенку, по сути, важно, что внимание есть. При этом он, как правило, не думает: «Я сейчас закричу на весь магазин, и мама обратит на меня внимание», - это механизм во многом бессознательный. Таким образом, устранить причину достаточно просто: уделяйте ребенку больше внимания, чем компьютеру или телефону.

Но не всегда есть такая возможность: маме вечером надо заниматься домашними делами, папе, возможно, выполнять работу на компьютере — не обязательно же он там в игрушки играет...

Не надо ходить за ребенком весь вечер и к любым его действиям бурно проявлять интерес. Он, когда потребуется внимание, сам даст об этом знать. Главное — не отмахиваться от ребенка. С малышом надо разговаривать, общаться, читать книжки... Подросший ребенок шести-семи лет может прибежать и сказать маме или папе: «Можно я с тобой посижу?». Может забраться на коленки, прижаться, какое-то время просто молча сидеть, а потом убежать опять играть. Он получил свою порцию внимания. Для маленьких детей таких минуток тесного общения нужно побольше. Сколько — сказать сложно, так как это дело индивидуальное. Главное же, что качественное общение позволяет ребенку становиться более самостоятельным, учиться занимать себя самому.

Сейчас наблюдаются две крайности. Одна — детоцентрическая позиция, когда ребенок — центр семьи, и его желания всегда в приоритете. Другая — отношение к детям как к каким-то потусторонним существам или животным, которых надо дрессировать и воспитывать. Они такие же люди, просто у них меньше опыта и немножечко по-другому устроена психика и интеллектуальная деятельность. Потому что они еще не выросли. Но в остальном они не отличаются от взрослых.

И та, и другая вышеописанные позиции приводят к проблемам, поэтому нужно придерживаться золотой середины. Важно и удовлетворять базовую потребность ребенка в любви, безопасности, общении, и объяснить ему, что у других членов семьи тоже могут быть свои желания и заботы, к которым нужно относиться с уважением.

Единое правило для всех

Но что если родители уделяют ребенку достаточно внимания, а в магазине он все равно начинает капризничать и требовать мороженое, игрушку?..

Если капризы не из-за дефицита внимания, и родители в этом на сто процентов уверены, то в этом случае надо предлагать ребенку выбор. Надо сказать: сегодня мы можем купить тебе только вот это или вот это, выбери сам, чего тебе хочется больше.

- А если ничего лишнего не можем купить — денег в обрез, пришли только за хлебом и молоком?

Если у родителей есть минимальные деньги на молоко и хлеб, то мелочь в пределах 20-50 рублей они могут дополнительно потратить. Какой-нибудь сырок за 15 рублей всегда есть возможность купить. Но нужно приучать ребенка и к тому, что не всегда можно приобрести то, что хочется. Скажите: «Я очень хочу купить вот тот дорогой сыр, я его очень люблю. Но не могу себе этого позволить. Мы купим его на праздник. А сейчас денег немного, поэтому купим только вот это...» И ребенок, видя, что мама к себе предъявляет точно такие же требования, как и к нему, перестанет просить купить для него что-то дорогое. И повода для скандала и манипуляций не будет. Тут очень важно: если речь идет о том, что с деньгами в семье не очень хорошо, и мы вынуждены выбирать то, что покупаем, то это правило работает для всех. Тогда ребенок чувствует себя участником процесса — с ним считаются.

С магазином разобрались. Следующее место, где дети часто не умеют правильно себя вести — это общественный транспорт. У них почему-то есть потребность громко, на весь салон разговаривать, и родители чувствуют себя достаточно неловко, особенно если дети начинают рассказывать всем вокруг (в разговоре с мамой) подробности семейной жизни. Ругать, как я понимаю, нельзя...

Иногда и взрослые начинают разговаривать на весь салон. Правила поведения в общественных местах с ребенком лучше обсуждать не во время того, когда он себя неправильно ведет, а окружающие «помогают» его воспитывать. Лучше заранее, в спокойной обстановке все обговорить. За что ругать, если ребенок не знает, что в автобусе нельзя кричать? Только что на улице весело скакали и кричали, и это было можно, потому что были в парке и никто никому не мешал, и тут зашли в транспорт, у ребенка еще очень веселое настроение, он еще не успокоился и по инерции продолжает разговаривать громко... Если в этот момент он получает раздраженное замечание, то он не понимает, что произошло. Он не знает, что здесь другие правила поведения, поэтому, если хотите, чтобы ребенок себя вел в соответствии с какими-то вашими представлениями о приличиях, обговорите все заранее и объясните, почему это надо.

- Как насчет поведения в заведениях общепита?

У детей в психике заложено, что они не могут, как взрослые — по три часа и дольше, — сидеть за столом. Реальность такова, что детям быстро становится скучно в кафе. Особенно если это дети дошкольного возраста. И для них это совершенно нормальное поведение. Ребенок не может дольше получаса сидеть на месте и слушать разговоры. Ему нужно двигаться, играть и общаться. Так что тут всего два варианта: либо надо выбирать общепиты, где есть уголок для детей, либо оставлять ребенка дома — с бабушкой, родственниками или няней.

- А воспитать ребенка, чтобы он сидел и молчал?

Для пятилеток это нереально. И не надо над детьми издеваться.

Но бывают ситуации, когда необходимо именно сидеть. И иногда больше часа. Вот, к примеру, в очереди в больнице... Причем тихо, потому что вокруг много детей, и они болеют...

Если это ребенок дошкольного возраста, нужно взять с собой какую-нибудь «развлекалку». Это может быть книжка, раскраска или маленькая игрушечка — кукла, которая надевается на руку... Главная идея в том, что от очередей никуда не денешься, ребенок устанет, но мы понимаем, что ребенок не может долго сидеть на месте, ему будет скучно, и мы думаем, как его развлечь всеми известными способами. Но занятие должно быть тихим и малоподвижным. Мячик в больницу мы не берем.


Наталья Фельдман Фото: из личного архива Н. Фельдман

Справка МК

Во что поиграть, сидя в очереди?

«Взломщик» . Возьмите связку ключей, попросите ребенка отвернуться и нарисуйте на листочке бумаги их контуры. Потом предложите ребенку подобрать ключ, соответствующий силуэту. Можно использовать не только ключи, а все, что найдется в сумочке.

«Исследователь» . Захватите предварительно из дома лупу. Пусть малыш отыщет то, что вы загадаете, на денежной купюре, прочитает «тайные надписи».

«Слова» . Пусть малыш называет предметы на определенную букву. Обратите его внимание на предметы, которые его окружают. Потом задачу можно усложнять, строя цепочки слов. Последняя буква слова служит первой буквой следующего («кот-тумба-автобус…»).

«Веселые пальчики» . Возьмите шариковую ручку и нарисуйте на подушечках пальцев забавные рожицы, дайте им имена, к примеру, Веселун, Добряк, Злючка, Рыжик… Придумайте сказку про них. Можно рисовать и животных. Подойдут также готовые пальчиковые игрушки.

«Фантазер» . Нарисуйте на листке бумаги кружок и по очереди дорисовывайте новые детали: нос, уши, веснушки. Это вполне может быть какой-нибудь фантастический зверь.

«Что пропало?» . Разложите перед малышом несколько предметов, дайте время запомнить. Потом, когда ребенок отвернется, уберите один. Малыш должен угадать, что же пропало. Потом поменяетесь местами.

«Любимые герои» . У каждого ребенка есть любимая книжка или мультфильм. Попробуйте вспомнить их героев. Кто назовет больше, тот победил. Детям нравится эта игра, потому что они в ней побеждают, ведь находятся «на своей территории».

Также можно предложить ребенку придумать, как использовать привычные предметы в непривычных ситуациях. Например, шарфик можно обмотать вокруг руки и получить рукавицу. Из мобильного телефона выйдет отличная горка для скрепки. Таким образом, вы не только скоротаете время в очереди, но и разовьете логику, фантазию и внимательность малыша.

Каждому родителю не раз приходится краснеть за свое маленькое чадо на улице, в транспорте. Плохое поведение в общественном месте особенно заметно

Не нужно испытывать чувство вины. Вы же не считаете себя плохими родителями. Да и дети у вас не плохие, просто они еще маленькие. И чтобы хорошо вести себя на людях, им очень нужны ваши советы и помощь.

1. Постарайтесь, чтобы правила поведения дома и на людях не отличались друг от друга. Если же вы разрешаете дома громко кричать ребенку или не порицаете за шумные игры, при выходе на улицу объясните, почему там делать такого нельзя.
2. Родители должны обязательно приучить детей к вежливости. Лучше это сделать в игровой форме. Существуют специальные методики и игры, яркие детские книжки, которые помогут быстро и ненавязчиво усвоить эти несложные правила.
3. Бывает такая ситуация – мама постоянно одергивает малыша, а окружающие их люди нормально воспринимают невинные шалости ребенка. Или наоборот – ребенок не особенно шалит и вовсе не мешает прохожим, но кто-то из них высказывает недовольство. В первой ситуации маме, возможно, лучше успокоиться и не быть такой строгой к ребенку. Во второй – можно вежливо выразить благодарность за советы прохожего. Но, без всяких сомнений, ребенку должно быть известно – правила поведения должен устанавливать родитель, но не каждый встречный на улице. И родители не должны менять этих правил в зависимости от настроения окружающих.
4. Замечание должно делаться ребенку в тактичной форме.
5. Придумайте «волшебное слово», которым вы будете пользоваться тогда, когда ребенок выйдет за рамки дозволенного. Такое замечание не унизит его перед чужими людьми. Ведь даже взрослому обидно, когда их публично одергивают, а ребенку тем более. В этом случае польза от родительской нотации будет мизерна, лучше произнести условленные волшебные слова, и ребенок с удовольствием к ним прислушается.
6. Если родители берут ребенка в какое-то долгое путешествие, в котором подвижность ребенка его ограничена, нужно позаботиться о том, чтобы он заранее набегался. Объяснить, что долгое время придется сидеть.
7. А чтобы ребенку никогда не было скучно, всегда нужно иметь с собой какие-нибудь игрушки или развлечения.
8. Чтобы не делать в общественном месте лишних замечаний, продумайте, как можно изменить ситуацию, не привлекая к этому ребенка. Например, у малыша грязные ботинки, пачкающие пассажиров в автобусе. Не ругайте его, просто найдите такое место, чтобы он не причинял неудобств окружающим.
9. Постарайтесь рассчитать физические возможности ребенка. Дети очень быстро устают от шума, скопления народа, обилия транспорта. Начинаются капризы, порой теряется самоконтроль. Поэтому, не надо сравнивать своего ребенка и чужих детей, которые могут часами кататься на каруселях или выдержать трехчасовое цирковое представление. Нужно выбрать именно то, что будет доставлять радость и удовольствие ребенку, а не отнимет у него все силы.
10. Чтобы ребенок вырос вежливым, всегда нужно следить за своим поведением – а вежливы ли вы сами.

  1. Игнорируйте неправильное поведение Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Порой родители сами поощряют плохое поведение ребенка тем, что уделяют ему при этом внимание. Внимание может быть и положительным (похвала), и негативным (критика), но иногда полное отсутствие внимания может стать решением проблемы плохого поведения ребенка. Если вы понимаете, что ваше внимание только раззадоривает ребенка, попробуйте себя сдержать. «Техника игнорирования» может быть очень эффективной, но выполнять ее следует правильно. Вот несколько условий, о которых необходимо помнить: — Не обращать внимания — значит, абсолютно не обращать внимания. Никак не реагируйте на ребенка — не кричите, не смотрите на него, не разговаривайте с ним. Внимательно следите за ребенком, но занимайтесь при этом каким-то делом. — Полностью игнорируйте ребенка до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Это может длиться и 5, и 25 минут, так что наберитесь терпения. — Остальные члены семьи, находящиеся в одной комнате с вами, также должны игнорировать ребенка. — Как только ребенок перестанет себя неправильно вести, вы должны похвалить его. Например, можно сказать: «Я так рада, что ты перестал кричать. Мне не нравится, когда ты так кричишь, у меня от этого болят ушки. Теперь, когда ты не кричишь, мне гораздо лучше». «Техника игнорирования» требует терпения, а главное, не забывайте, вы игнорируете не ребенка, а его поведение
  2. . 2. Уходите Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Дети любого возраста могут довести мам и пап до такого состояния, что родители теряют над собой контроль. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой, вам нужно время, чтобы прийти в себя. Дайте возможность и себе, и ребенку успокоиться.
  3. 3. Используйте отвлекающий маневр Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Еще один способ избежать обострения ситуации — отвлечь внимание ребенка. Лучше всего этот способ срабатывает до того, как ребенок раскапризничается так, что вам до него будет уже не достучаться. Малыша отвлечь очень легко, например игрушкой или другим желанным для него предметом. Но как только дети подрастут (после 3 лет), вам понадобится более творческий подход, чтобы сосредоточить их внимание на чем-то совершенно отличающемся от предмета ссоры. Например, представьте, что ваш ребенок настырно тянется еще за одной подушечкой жевательной резинки. Вы запрещаете ему и предлагаете взамен фрукты. Малыш расходится не на шутку. Не надо пичкать его едой, немедленно выберите иное занятие: скажем, начните играть с йо-йо или покажите ему фокус. В этот момент любая «съедобная» замена напомнила бы малышу, что жвачку он так и не получил
  4. . 4. Смена обстановки Возраст: дети от 2 до 5 Хорошо также физически забрать ребенка из тяжелой ситуации. Смена обстановки часто позволяет и детям, и родителям перестать чувствовать себя в тупике. Кто же из супругов должен забрать ребенка? Вовсе не тот, кто более «озабочен» проблемой, — вопреки расхожему мнению. Это исподволь поддерживает парадигму «мама в ответе за все». Такую миссию следует возложить на себя родителю, который в данный конкретный момент проявляет большую жизнерадостность и гибкость. Приготовьтесь: при смене обстановки ваше дитя сначала расстроится еще сильнее. Но если вам удастся преодолеть такой момент, вы оба, без сомнения, начнете успокаиваться.
  5. 5. Используйте замену Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Если ребенок делает не то, что требуется, займите его тем, чем нужно. Детей необходимо учить тому, как, где и когда правильно себя вести. Ребенку недостаточно сказать: «Так делать не следует». Ему надо объяснить, как поступать в таком случае, то есть показать альтернативу. Вот несколько примеров: — Если ребенок рисует карандашом на диване, дайте ему книжку-раскраску. — Если дочка берет мамину косметику, купите ей детскую косметику, которая легко смывается. — Если ребенок бросается камнями, поиграйте с ним в мяч. Когда ваш ребенок играет с чем-то хрупким или опасным, просто дайте ему взамен другую игрушку. Дети легко увлекаются и во всем находят выход своей творческой и физической энергии. Ваше умение быстро найти замену нежелательному поведению ребенка может уберечь от многих проблем.
  6. 6. Крепкие объятия Возраст: дети до 2, от 2 до 5 Ни при каких условиях не давайте детям нанести вред себе или другим. Не позволяйте ребенку драться — ни с вами, ни с кем-либо еще, даже если это и не больно. Иногда матери, в отличие от отцов, терпят, когда маленькие дети стараются их стукнуть. Многие мужчины жалуются мне на «унижения», которые терпят их жены, позволяя рассерженным малышам себя бить, и на то, что подобная терпеливость портит ребенка. Со своей стороны матери часто боятся дать отпор, дабы не «подавить» боевой дух ребенка. Наверное, в этом случае папы обычно правы, и тому есть несколько причин. Драчливые дети ведут себя так же не только дома, но и в других местах, с посторонними людьми. Кроме того, от дурной привычки реагировать на что-то физическим насилием потом очень трудно избавиться. Вы же не хотите, чтобы дети вырастали, считая, будто мама станет терпеть практически все, что угодно, даже физическое насилие. Вот один из очень эффективных способов научить вашего ребенка держать свои ручки при себе: крепко обнимите его, не давая ему лягаться и драться. Твердо и властно скажите: «Я не позволю тебе драться». Опять-таки никакой магии — будьте готовы. Поначалу он будет визжать еще громче и биться в ваших руках с удвоенной силой. Именно в этот момент вам нужно держать его особенно крепко. Мало-помалу ребенок начнет чувствовать вашу твердость, убежденность и вашу силу, он поймет, что вы удерживаете его, не принося вреда ему самому и не допуская резких действий против себя, — и начнет успокаиваться.
  7. 7. Предложите выбор Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Вы когда-нибудь задумывались о том, почему ребенок порой так активно сопротивляется указаниям родителей? Ответ прост: это естественный способ отстаивания своей независимости. Избежать конфликта можно, если предложить ребенку выбор. Вот несколько примеров: — Еда: «Ты на завтрак будешь яичницу или кашу?» «Что ты будешь на ужин, морковь или кукурузу?» — Одежда: «Ты в какой рубашке пойдешь в школу, в голубой или желтой?» «Ты сама оденешься или тебе помочь?» — Домашние обязанности: «Ты будешь убираться до или после ужина?» «Ты вынесешь мусор или помоешь посуду?» Предоставлять ребенку выбирать самому очень полезно — это заставляет его думать самостоятельно. Возможность принимать решения способствует развитию здорового ощущения собственной значимости и повышению самооценки ребенка. Родители при этом, с одной стороны, удовлетворяют потребность ребенка в независимости, а с другой — сохраняют контроль над его поведением.
  8. 8. Обратитесь за решением проблемы к ребенку Возраст: дети от 6 до 11 Этот прием особенно эффективен, потому что дети младшего школьного возраста (6-11 лет) жаждут принять на себя больше ответственности. Скажите: «Послушай, Дима, ты столько времени тратишь на одевание по утрам, что мы каждый день опаздываем в школу. Плюс я не успеваю вовремя на работу. С этим надо что-то делать. Какое решение ты можешь предложить?» Прямой вопрос заставляет ребенка почувствовать себя ответственным человеком. Дети понимают, что у вас не всегда и не на все есть ответы. Часто они так стремятся внести свой вклад, что просто фонтанируют предложениями. Признаюсь, есть поводы для сомнения в эффективности данного приема, я сама не очень-то верила в него. Но, к моему удивлению, он часто срабатывал. Например, Дима предложил одеваться не в одиночестве, а в компании старшего брата. Это безошибочно работало в течение нескольких месяцев — замечательный результат для любой техники воспитания. Так что, зайдя в тупик, не ссорьтесь с супругом. Попросите ребенка дать вам свежую идею.
  9. 9. Учите на личном примере Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Дети часто ведут себя, с нашей точки зрения, неправильно; значит, нужно, чтобы взрослый показал им, как вести себя правильно. За вами, за родителем, ребенок повторяет больше, чем за кем бы то ни было. Поэтому личный пример — это самый лучший и простой способ научить ребенка как себя вести. Таким образом вы многому можете научить своего ребенка. Вот несколько примеров: Маленький ребенок: — Устанавливать зрительный контакт. — Сопереживать. — Выражать любовь и привязанность. Дошкольный возраст: — Сидеть спокойно. — Делиться с другими. — Решать конфликт мирным путем. Школьный возраст: — Правильно разговаривать по телефону. — Заботиться о животных и не обижать их. — Тратить деньги с умом. Если вы сейчас внимательно отнесетесь к тому, какой пример показываете своему ребенку, это поможет избежать многих конфликтов в будущем. И впоследствии вы сможете гордиться тем, что ребенок научился от вас чему-то хорошему.
  10. 10. «Нет» значит нет Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Как вы говорите своему ребенку «нет»? Дети обычно реагируют на тон, которым вы произносите фразу. Отказ «нет» следует произносить твердо и четко. Можно также слегка повысить голос, но кричать все-таки не стоит, за исключением крайних ситуаций. Вы замечали, как вы говорите «нет»? Зачастую родители «посылают» ребенку неоднозначную информацию: порой их «нет» означает «может быть» или «попроси меня еще раз попозже». Однажды мать девочки-подростка рассказала мне о том, что она говорит «нет» до тех пор, пока дочь «окончательно не достанет ее», и тогда сдается и дает свое согласие. Когда вы чувствуете, что ребенок пытается манипулировать вами или вывести вас из себя, чтобы вы поменяли свое решение, просто перестаньте с ним разговаривать. Оставайтесь спокойным. Пусть ребенок даст выход своим эмоциям. Вы один раз сказали «нет», объяснили причину отказа и больше не обязаны вступать ни в какие дискуссии. При этом постарайтесь, объясняя свой отказ, привести простую четкую причину, которая была бы понятна ребенку. Вам не нужно отстаивать свою позицию перед ребенком — вы не обвиняемый, вы судья. Это важный момент, так что попробуйте на секунду представить себя в роли судьи. А теперь подумайте, как бы вы в этом случае сказали своему ребенку «нет». Судья-родитель при объявлении своего решения сохранял бы абсолютное спокойствие. Он говорил бы так, будто его слова ценятся на вес золота, он бы выбирал выражения и не говорил лишнего. Не забывайте о том, что вы в семье судья и ваши слова — это ваша власть. И в следующий раз, когда ребенок попытается вновь записать вас в обвиняемые, можно ответить ему: «Я уже сказал тебе о своем решении. Мое решение — «Нет». Дальнейшие попытки ребенка изменить ваше решение можно игнорировать, либо в ответ на них спокойным голосом повторять эти простые слова до тех пор, пока ребенок не будет готов смириться. . . .

Воспитывать следует с самого рождения, то есть «пока ребенок лежит поперек кроватки». Только вот как понять, воспитание детей и этикет для детей - это одно и тоже? Сегодня мы с вами поговорим о разных аспектах хорошим манер, существуют ли в них правила и какие.

«Миссия родителей, состоит в том, чтобы научить наших детей правильно жить в обществе». И сегодня мы с вами подробно поговорим как им в этом помочь.

Основы этикета

В основе этикета лежат вежливость и любовь к людям. Вежливость помогает проявлять уважение к другим. Она включает в себя доброжелательность, внимательность, готовность оказать помощь. А уважение — это почтительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Хорошие манеры нужны всем нам, чтобы жить лучше и удобнее. В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо в обществе.

Принципы этикета:

  • Быть скромным и сдержанным, контролировать свои поступки;
  • стараться не ставить людей в неудобное положение;
  • учтивое отношение к женщине и уважительное к старшим людям;
  • совершать разумные поступки: не хамить, не шуметь и т.д.;
  • помнить, что в поведении нет мелочей: даже хмурый взгляд может обидеть человека;
  • выглядеть чистым и опрятным.

Зачем маленькому капризуле нужен этикет?

Считается, что правильно воспитанный ребенок будет знать, как нужно вести себя в обществе. Общество - это садик, детская площадка, школа, поликлиника, все, что посещает в первые годы своей жизни дитя. Основы этикета он получает в семье. Как только он начинает хоть что-то понимать, ему надо объяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Например, попросить поднять упавшую бабушкину палочку и отдать ей, или принести дедушке газету. Основные правила этикета для детей начинаются именно с таких мелочей.

Не все родители задаются вопросом - зачем нужен этикет? Правда не все родители и следуют правилам этикета, но мы сейчас говорим о положительном воспитании. Ответ до банальности прост. Для того, чтобы облегчить жизнь своему чаду, мы должны заранее научить его, как следует поступать в том или ином случае. Ребенок, не признающий элементарных правил этикета будет, простите, изгоем.

Манера речи

По одной из важнейших основ этикета - манере речи, можно определить и нрав ребенка, и его проблему. Конечно, нужно обращать внимание на все нюансы. Например, нарушенный ритм речи, это гораздо серьезнее, чем буква «р». И если вовремя не обратить внимание, у ребенка в дальнейшем могут быть большие проблемы. Но вернемся к теме этикет для детей.

Вы наверное не раз слышали, что дети - пустые сосуды, чем заполнят их родители, тем они и будут. Замечали, что дети, играя со своими игрушками, могут пересказать почти все, о чем вы сейчас говорили? Поэтому, чистота речи ребенка напрямую зависит от нас. Если наша речь будет чистой и грамотной, то дитя, естественно, вберет ее в себя. Если мы будем разговаривать спокойно, не повышая интонации, то и дитя не будет «включать» громкость.

Речь тихая, быстрая, громкая, конечно, относится к манере речи, но главное - это учтивая речь.

Этикет для детей школьного возраста

  • Вежливое обращение к преподавателям;
  • дружеское отношение к ровесникам;
  • помощь нуждающимся одноклассникам и не только;
  • постоянное ношение опрятной формы;
  • бережливое отношение к школьному имуществу;
  • хорошее поведение и на уроках, и на переменах.

Начальная школа резко отличается от детского сада, здесь у детей налаживаются контакты, появляются новые друзья, с которыми они делятся секретами. В этом возрасте они уже знают, что в соответствии с правилами приличия, с друзьями нужно обращаться вежливо, а мальчикам не надо обижать девочек. Хотя это они знали и раньше, но в школе все эти правила воспринимаются по-другому — отрабатываются на практике.

Учителям на классных часах, нужно обращать внимание школьников, на их поведение на улице. Правильно перейти дорогу, помочь старенькому человеку донести что-то до дома или сбегать за хлебом - это тоже этикет для детей школьного возраста.

Правила приличия с друзьями

Кто такой друг? В детском саду дети относятся друг к другу больше как приятели, нежели как друзья. А в школе - это уже серьезно. Объяснить детям, что такое дружба, должны взрослые. Друг - это человек, с которым хочется проводить свободное время, делить пополам радости и неприятности.

Другу ты доверяешь свои секреты и знаешь, что, если понадобится, он всегда придет на помощь. Для того, чтобы не потерять друга, надо уметь прощать, ведь никто из нас не совершенен. Надо всегда помнить, что друг другом, а правила приличия следует соблюдать. Например, не звонить поздно, спрашивать, свободен ли друг и, если он занят, ни в коем случае не обижаться, не злоупотреблять дружбой.

Компьютер и фотографии

Когда много времени проводишь с человеком, то некоторые вещи становятся общими, например, фотографии. Допустим, ребенок хочет поместить какую-то фотографию в интернет, но он там не один, а с другом. Перед тем, как перенести снимок в компьютер, сначала следует спросить у товарища, хочет ли он, чтобы снимок был обнародован? Иначе это будет называться вторжением в частную жизнь. Подобные вещи родители обязательно должны донести до детей, тем более, что сегодня почти у каждого школьника есть телефон, с которого снимки обнародуют в считанные секунды.

Общественный транспорт

Нередко, входя в транспорт, можно увидеть, как школьник сидит на сиденье, делая вид, что он спит или, отвернувшись к окну, внимательно что-то рассматривает за горизонтом. А рядом стоит кто-нибудь из взрослых. Правильно воспитанный молодой человек всегда уступит место взрослому. В общественном транспорте свои правила этикета для детей:

  • Не толкаться заходя в автобус;
  • выходя из автобуса, стоит оглянуться, вдруг кому-то нужна помощь;
  • не стоит кушать в транспорте и громко слушать музыку;
  • если есть рюкзак, заходя в автобус нужно его снять.

Вышеперечисленные правила не сложные и, выполняя их, школьник прослывет джентльменом.

  • Не садится за стол, пока его не пригласят;
  • не разговаривает, пока не прожует;
  • кушает, закрыв рот;
  • не лезет через весь стол, чтобы взять что-то со стола;
  • не ест руками из тарелки, — значит вы привили ему правила хороших манер.
  • С какого времени надо начинать воспитывать ребенка, написано в начале статьи. А вот к правилам этикета за столом, детей надо приучать, как только они садятся за него с нами.

    Мы, взрослые, пройдя уже какой-то жизненный путь и зная правила общежития, можем помочь своим детям. Чтобы этикет для детей был чем-то само собой разумеющимся, следует учить их правильно вести себя с детства. Для этого много не надо, достаточно, чтобы мы вели себя верно, тогда и дети будут вежливыми, здоровыми и счастливыми. Вежливость дается бесплатно, зато приносит большой доход.

    Педагог д/о «Этикет», Хаматшарипова В.В.