Самоанализ педагогической деятельности воспитателя. Самоанализ занятия по формированию целостной картины мира «Моя Родина Россия Самоанализ по нравственно патриотическому воспитанию

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

В современном обществе назрело множество проблем, которые называют никак иначе, как «отголоски 90-х», когда о нравственности, духовности, патриотизме родителям задумываться особо было некогда. Нужно было выживать, а дети оставались наедине со своими «друзьями»- телевизором и компьютером, из которых получали только массу не понятной для них информацию. Они росли, наблюдая вокруг жизнь, основанную сплошь на материальных ценностях. Наблюдалась тенденция к ухудшению духовного, нравственно-патриотического состояния населения.

Уже в дошкольном возрасте дети моделируют поведение родителей, окружающих их взрослых. Российское законодательство начала 90-х годов практически не отражало необходимость духовно-нравственного воспитания в обществе.

Сегодня в свете последних событий - Олимпиады 2014 года, событий на Украине, в России почувствовался патриотический подъем. Большое внимание в последнее время уделяет нравственно-патриотическому воспитанию и государство внутри страны. На встрече 12 сентября 2012 года, с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи В.В. Путин сказал: « Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Но пробел создавшийся в результате искоренения в семье нравственных ценностей еще существует. И я как воспитатель, обязана подкорректировать отношение к патриотизму как у детей так и у их родителей. Благодатная почва для этого отношение к малой Родине. В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине - родному городу, родной природе, селу, краю».

Исходя, из выше изложенного я поставила перед собой цель: Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к ценностям малой Родины

Работая по общеобразовательной программе МКДОУ «Родничок» вариативная часть которой «Краеведение как средство приобщения дошкольников к ценностям малой Родины, как средство нравственно-патриотического воспитания», я сочла необходимым для достижения цели использовать некоторые выкладки парциальных программ: «Семицветик», авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова; «Наш дом природа» авторы Н. А. Рыжова; «Юный эколог», автор: С. Н. Николаева; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Мой родной дом. Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников». Н. А. Араропова-Пискарева.

Для достижения цели определилась с задачами:

Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине;

Расширять и углублять знания детей о своем селе, о районе, области, крае, его истории;

Развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Формировать художественно- эстетическое восприятие;

Вовлечь родителей в образовательный процесс по изучению малой Родины.

Любовь ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Приоритетное направление программы МКДОУ предоставляет мне как педагогу следующую схему:

Учитывая эту схему, основной упор я делала на два направления: село и регион, работа по которым в конечном итоге позволили реализовать поставленные цель и задачи.

Краеведение это изучение элементов историко-культурных, этнографического и природного аспекта.

Ориентируясь на понятие краеведение, классифицировала работу по выделенным аспектам: этнографические, природные, историко-культурные.

Для реализации первого направления - история возникновения села мною была разработана образовательная технология «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения села Лебедевка и его основными отраслями производства» состоящая из двух блоков, каждый из которых имеет предполагаемый результат, перечень методических приемов для его достижения и информационный материал. (приложение № 1)

Выдержка из образовательной технологии:

I блок: «История возникновения села»

Предполагаемый результат :

Знакомы с окрестностями села, его улицами

Расположением относительно водоемов, дорог, близ лежащих городов (Новосибирск, Бердск, Искитим)

Знакомы с историей возникновения села, причинами его образования

Знают расположение социальных объектов и их видоизменение со временем

Умеют составлять схему села, составлен макет села Лебедёвка.

II блок: «Отрасли производства».

Предполагаемый результат :

Знают названия профессий односельчан работающих на производстве сельского хозяйства

Ориентируются в основных отраслях производства

Имеют представление о технологической цепочке (от цыплёнка до взрослой курицы), представления о результатах производства отрасли птицеводства (яйцо, мясо, колбаса)

Знают об изменениях, произошедших в содержании крупно - рогатого скота и о продукции этого производства (молоко, сметана, масло, и т. д.)

Знакомы с основными овощными и зерновыми культурами выращиваемыми на полях совхоза

Знают о совершенствовании условий труда (от ручного к механизированному).

При реализации первого блока образовательной технологии детям очень понравилось создавать макет села Лебедевка. Они с огромным желанием узнавали расположение улиц, сравнивали со снимками сделанными из космоса и располагали эти улицы на макете села. В процесс создания макета была вовлечена вся группа, каждый ребенок хотел побыстрее нанести на макет именно свою улицу.

Родители тоже очень помогли в создании макета тем, что целенаправленно стали больше проводить времени на улице гуляя со своими детьми по родному селу. Совместными усилиями удалось добиться того, что дети смогли не только хорошо ориентироваться по родному селу, но и любить то место где они родились и восхищаться красотой родного края.

Достопримечательности определили по экскурсиям, вынесли их на макет и начали изучать их историю. Для этого организовали поход в сельскую библиотеку. Библиотекарь Куфельд Валентина Яковлевна показала презентацию: «Как возникло село Лебедевка», показала книжку про с. Лебедевка, распечатки из газетных статей. Дети с большим интересом узнавали много нового про свое родное село.

Большое впечатление на детей произвела поездка в краеведческий музей г. Искитима. Я старалась объяснить детям, что краеведческий музей - хранитель подлинных памятников;

Материальной и духовной культуры нашего села, района, области;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Такая возможность прикоснуться к истории, оставила след в душе каждого ребенка.

При реализации второго блока образовательной технологии детям очень понравились эксперименты в области растениеводства: проращивание зерновых при положительной и отрицательной температуре; эксперимент на огороде. Эксперимент решили провести с детьми, чтобы понаблюдать как растения справляются в условиях засухи. Создавались условия, когда дети обильно поливали гряды, некоторые умеренно, а одну не поливали совсем. Результаты сравнивали при сборе урожая. В результате детям стало понятно, что может произойти с урожаем зерновых и овощных на совхозных полях. При этом не только закрепляется навыки обследования, но и воспитывается заботливое отношение к растениям. Для наглядности в течение лета были проведены экскурсии на совхозные поля с пшеницей, горохом, кукурузой. Проводились замеры и наблюдения за растениями.

Труд человека является неотъемлемой частью жизни человека. Знакомить детей с основными отраслями агрофирмы «Лебедевская» мне помогли родители, которые трудятся на ферме. Так состоялась встреча дошкольников и Могильной Людмилы Алексеевны и Чупиным Антоном Александровичем. Дети впервые узнали о технологической цепочке (от цыплёнка до взрослой курицы), получили представления о результатах производства отрасли птицеводства (яйцо, мясо, колбаса). Дети остались с очень яркими впечатлениями от встречи.

Одной из самых интересных получилась встреча с Героем Социалистического труда Дедяевой Валентиной Ефимовной, она рассказала о пути становления села Лебедевка, о совершенствовании условий труда (от ручного к механизированному), поделилась своим богатым жизненным опытом.

После встречи с родителями и ветеранами возникло желание побывать с экскурсией на птицеферму. Спасибо руководству агрофирмы, что разрешили посетить производство, родителям, которые организовали нам эту поездку. Дети смогли увидеть условия содержания птиц, сбора и сортировки яиц. Дети были приятно удивлены насколько большая птицеферма, и как много людей трудится на ней.

Также была организованна поездка в поселок Маяк на ферму, где содержится крупнорогатый скот, чтобы познакомить детей с еще одной отраслью производства - животноводство. Детей очень впечатлила эта поездка, некоторые дети впервые увидели коров. Они увидели условия содержания крупнорогатого скота, как за ним ухаживают.

В конечном итоге по мере реализации образовательной технологии предполагаемые результаты были достигнуты. В конце учебного года в старшей группе, мною были проведены педагогические наблюдения детей по установлению уровня знаний истории возникновения села, по следующим позициям: (Приложение № 2)

1. Способны назвать окрестности села, его улицы

2. способны ориентироваться относительно водоемов, дорог, близ лежащих городов (Новосибирск, Бердск, Искитим)

3. способны описать историю возникновения села, причины его образования

4. способны указать на расположение социальных объектов и описать их видоизменение со временем

Работая по второму направлению, прежде всего, составила перспективное планирование (приложение № 4).

Знакомя детей с промыслами Сибири, учитывала возрастные особенности детей дошкольного возраста, делала это в доступной, понятной и интересной для них форме.

Использовала следующие формы работы с детьми:

· Беседы;

· Занятия на основе метода интеграции;

· Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

· Выставки в мини-галерее изделий декоративно-прикладного искусства;

· Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

· Просмотр видеофильмов;

· Экскурсии;

· Дидактические игры;

· Использование силуэтного моделирования

· Экспериментирование с различными художественными материалами;

· Фольклорные праздники, посиделки.

· Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

· Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

· Использование физминуток;

· Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Старалась обогащать представления детей о красоте и способах её достижения на примере народного искусства и искусства родного края.

Познакомила детей с такими видами сибирских промыслов как Ордынская роспись, Урало-Сибирская роспись, работа с берестой.

Уникальность Ордынской росписи в том, что в ней собраны элементы основных орнаментов России. И добавлены свои, характерные черты, присущие нашему краю. Потому что цветы медуницы, ягоды брусники, черники, плоды шиповника памятны с детства. Сороки, белки, лоси и бревенчатые дома - эти элементы есть только в ордынской росписи.

Еще отличительная черта ордынской росписи - введение концом кисти и примакивание кисти на «пяточку», что не сразу получилось у детей.

Помимо игрового метода, для усвоения особенностей Ордынской росписи, детям был предложен дидактический материал по большинству народных промыслов в виде пазл и мозаик, также я активно использовала круги Луллия (развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ). Все круги были изготовлены по народным промыслам России.

Дети научились держать кисть вертикально, и отпускать её на «пяточку». Умеют использовать тот или иной цвет в росписи, обусловленным сюжетом выбранной композиции, временем года, характерным окрасом птиц или животных Сибири. У них хорошо развиты технические навыки при ознакомлении с Ордынской росписью, воображение.

Очень интересной оказалась работа с Урало-Сибирской росписью, так как ее изобразительные мотивы весьма разнообразны, это цветочные орнаменты и изображение птиц и зверей. Детям понравилось работать с Урало-Сибирской росписью.

После предварительного размера мотива и композиции, прописывали подмалёвок, которым обозначают основные пятна цветов, бутонов, листьев, затем производят их моделировку белилами, обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая его вокруг своей оси, за одно движение превращалось подмалёвка в ягоду или лепесток. Заканчивалась роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали четкие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном.

Мне удалось добиться того, что дети научились держать кисть вертикально, набирать два цвета на кисть и делать подмалевок для изображения цветов, листьев и т.д.

Развивала творческие способности детей на основе приобщения к русской народной культуре «Урало-Сибирской росписи».

Особенно хочется отметить работу с берестой. Дети остались в восторге после работы с ней. В ходе работы познакомила детей с несколькими видами художественной обработки бересты плетение, роспись, резьба, чеканка, тиснение, процарапывание, окраска, выжигание.

Дети проявляли интерес к изделиям из бересты, старались понять язык искусства. Предлагали собственные замыслы и воплощали их в аппликациях, поделках, рисунках. Развивали эстетический вкус в работе с берестой.

Большую помощь нам оказывали родители при заготовке бересты для поделок. Постепенно в процесс создания поделок вовлеклись не только дети но и их родители. В ходе совместной работы нам удалось организовать выставку «Дары березы русской» поделок сделанных руками детей и их родителей.

При поддержке родителей нам удалось дооформить фольклорную комнату стилизованными под старину лавками, домашней утварью и русской народной одеждой.

Посещая с детьми фольклорную комнату, я объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа; валек - чугунный утюг на углях - электрический утюг), знакомила с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной - глиняная), приобщала детей к истокам русского народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом.

В ходе непрерывно непосредственной деятельности, режимных моментах знакомила детей с природными аспектами, на прогулках, экскурсиях старалась расширить знания детей о флоре и фауне Сибири, воспитывать бережное отношение к природе. Чтобы дети смогли понять все величие родной земли, я знакомила с природными ресурсами Новосибирской области. Мои дети знают, что в области очень много полезных ископаемых. В Северном районе открыты месторождения нефти и природного газа. В Искитимском, Черепановском и Тогучинском районах добывают высококачественный уголь. Север области богат торфом. В области имеются большие запасы кирпича и керамических изделий (КСМ). В восточной его части добывают строительный камень, граниты, известняки, сырье для производства цемента и белый мрамор.

Хочется отметить, что дети знают, что в НСО очень много лесов. Северную часть области занимают дремучие темно - хвойные леса и обширные участки труднопроходимых болот. Для нее характерны ель сибирская, сосна сибирская, пихта сибирская. Вдоль Оби тянутся более светлые сосновые боры. Южнее тайги начинаются мелколиственные леса из березы и осины. Животный мир лесов очень разнообразен. В кронах деревьев и кустарников гнездятся птицы. Обычными обитателями леса являются: лось, белка, соболь, бурундук. На севере области можно встретить северного оленя, медведя, росомаху.

Степи занимают только крайний юго - запад нашей области - северную часть Кулундинской равнины. Животный мир степей: грызуны.

Основные посевные площади НСО заняты зерновыми и зернобобовыми культурами. Незначительная часть отведена картофелю и овощам.

Реки, озера - богатство нашей области, Обь несет свои воды с Юга на Север через всю территорию области. Самые крупные озера: Чаны, Убинское, Карачи. Озер так много, что нашу область можно назвать «страной голубых озер». По мере изучения природных ресурсов, мы старались дополнить комнату краеведения новыми экспонатами.

При изучении рельефа, лесов НСО, водоемов, мы с детьми оформили макет НСО, на нем отобразили лесные массивы и водные ресурсы.

Приобщать детей к истокам народной культуры, старалась через знакомство с укладом жизни, предметами быта, традициями, праздниками. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. В поиске современных педагогических приемов мы, к сожалению, забываем о народных традициях, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех традиционных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «Осенины», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха».

Также детей знакомила с народными праздниками. Еще с глубокой древности пришел к нам любимый праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы знакомила детей с праздником «Пасхи». На занятиях по рисованию дети с большим интересом расписывали пасхальные яйца. Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Сибирского края.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, консультации) использовала в своей практике:

Вечера вопросов и ответов;

Совместные мероприятия (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалогической основе, открытые показы воспитательно-образовательного процесса) ;

Экскурсии совместно с детьми;

Индивидуальную работу с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребёнка).

В результате работы у ребёнка формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и испытывать радость, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки. В ходе совместной работы удалось сформировать чувство гордости за русский народ.

Педагогический коллектив, со сложившейся в МКДОУ традицией взаимоучастия по самообразованию, помогал в сборе методической литературы, электронного материала. Я в свою очередь провела консультацию «Народные промыслы Сибири». Составленную картотеку игр народов Сибири предложила для работы коллегам.

В конце учебного года в подготовительной группе, мною были проведены педагогические наблюдения детей по установлению уровня знаний родного края - Новосибирской области по следующим позициям: (Приложение № 5)

1. способны назвать особенности рельефа НСО;

2. способны перечислить леса, водоемы НСО, их обитателей;

3. способны перечислить основные промыслы Сибири;

4. способны назвать праздники и обычаи русского народа.

Педагогическое наблюдение разработано на основе методик Н.Е. Вераксы «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы», Н.В.Верещагиной «Результаты мониторинга детского развития». По обработанным результатам прослеживается положительная динамика по всем позициям.

Я думаю, что моя работа по данной теме была успешной. Я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников - процесс сложный и длительный.

Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: удалось сформировать чувство любви к родному краю, своей малой родине; расширить и углублять знания детей о своем селе, о районе, области, крае, его истории; сформировать бережное отношение к природе и всему живому.

Я думаю, что у детей моей группы смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей Родине.

Автор: Завьялова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МКДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: cело Лебедевка, Искитимский район, Новосибирская область

Татьяна Катаева
Самоанализ работы по самообразованию «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность»

Тема : «»

За 2016-2017 учебный год.

С сентября 2015 по май 2017 года работала над темой «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность ».

Цель работы : создать педагогические условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников , разрабатывая и реализовывая проекты

Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма . Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. У людей поменялось отношение к Родине. Раньше мы гораздо чаще слышали и пели сами гимны своей стране, а сегодня о ней часто говорят негативно. Трудности в переходном периоде являются как раз причиной приостановки патриотического воспитания . Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну,село, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому задача педагогов :

Воспитание у детей любви , привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, селу;

Формирование бережного отношения живой и неживой природе;

Воспитание уважения к чужому и своему труду;

Развитие интереса к русским традициям;

Расширение имеющихся представлений о своем селе;

Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн) ;

Воспитание чувства гордости , ответственности за достижения своей страны;

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ : в играх, в труде, в быту, в образовательной и совместной деятельности детей и воспитателей .

Воспитание патриотических чувств - это длительный , сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов.

Работая над проблемой воспитания патриотических чувств у дошкольников разработала и реализовала проекты : «Мы живём в России» , «Этот день Победы» , «Этот праздник большой День Победы» , «23 февраля- день защитника Отечества»

(приложение 1)

В 2016-17 учебном году для воспитания патриотических чувств у детей подготовительной группы разработала проект «Я часть России»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, стране, природе, на основе природных особенностей родного края и страны.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип проекта : тематический

Срок проекта : долгосрочный

Участники проекта : педагоги, дети подготовительной группы, родители

(приложение 2)

Начала свою работу с изучения методической и художественной литературы.

(приложение 3)

Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста , свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Уровни патриотической воспитанности дошкольников

(приложение 4)

Разработала систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию . Составила тематический план работы .

(приложение 5)

Провела цикл занятий, праздники :«День знаний» , «Колядки» , «Масленица» , «Любимые телепередачи» , спортивное развлечение для мам «Наши мамы лучше всех» и др.

Приняла участие в педагогическом совете с анализом открытого спортивного развлечения «Зимние Олимпийские игры»

С материалами своей работы в мае 2017 года участвовала во всероссийском конкурсе «Салют победного Мая» , заняла первое место в номинации «Этих дней не смолкнет слава» (приложение 6)

(приложение 6)

В процессе работы над проектом дети , родители и педагоги стали его активными участниками.

Педагоги разработали и провели различные занятия, беседы. Праздники и т. д. Следую плану, привлекали родителей.

Родители стали понимать важность воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста . Активно участвовали в подготовке и проведении мероприятий.

Дети в результате стали проявлять интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного села. Имеют представления о природных богатствах края. Проявляют интерес к стране в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, дружбе, ко всему живому.

В результате итогового мониторинга показали положительные результаты. Уровень низких и средних показателей снизился на10 и 5% соответственно, высокий увеличился на 15%.

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает :

Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников , показавших в начале года низкие результаты.

На НОД по патриотическому воспитанию ребенок стал более внимательным. Он с интересом слушает рассказы о Родине, задает много дополнительных интересующих их вопросов.

С удовольствием рассказывают о семье, традициях, о родном селе.

Хорошо знает свои имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.

Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям , интересуется жизнью семьи и детского сада.

Интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо» , в оценке поступков опирается на нравственные представления.

Проявляет интерес к селу, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях сельской жизни.

Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.

Проявляет познавательный интерес к социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах, к многообразию народов мира.

Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью.

Заключение.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников , основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников . Только действуя самостоятельно , дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности . Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности , глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста .

Использование проектного метода в системе патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

Родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе патриотического воспитания детей ;

Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме . Планирую обобщить опыт по патриотическому воспитанию дошкольников ; пополнять предметно-развивающую среду в группе.

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.

Самоанализ внеклассного мероприятия «Мы – патриоты»

Внеклассное мероприятие "Мы патриоты" было проведено в форме классного часа в рамках концепции гражданско -патриотического развития по направлению «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» воспитанников (в системе воспитательных мероприятий моего плана учебно-воспитательной работы) 3 класса.

Данная форма проведения занятия помогает раскрыть личностные качества детей, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, творчества, проявлению эмоциональности. Содержание занятия опирается на жизненный опыт воспитанников, на характерные особенности младшего школьного возраста, где одним из ведущих видов деятельности выступают общение.

Выбор темы классного часа очень актуален, так как сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Цель: расширить знания об историческом прошлом нашей страны;

Планируя и проводя данный классный час, я ставила перед собой следующие задачи:

Задачи:

1. Закрепить знания о государственных символах РФ;

2. Развивать умение добывать информацию из разных источников в соответствии с заданной темой, ставить цели и их достигать;

3. Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.

Для достижения цели была выстроена следующая логика занятия:

Организационное начало занятия. Основной целью, которого была психологическая подготовка учащихся к общению на занятии

На втором этапе была поставлена задача «Раскрытие темы классного часа самими детьми» На этом этапе использовала пословицу. Последующее ее обсуждение помогли детям определить тему классного часа. Этот момент так же можно выделить как межпредметную связь.

На третьем этапе была поставлена задача

    закрепить знания о государственных символах РФ

    Развивать умение добывать информацию из разных источников в соответствии с заданной темой

    Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.

Для достижения этих задач мною была использована презентация «Символика РФ», ролик "Память" ученики работали в группах для поиска информации о родном городе, и познакомила с нею ребят.

На четвертом этапе задача:

    Самоанализ эмоционального состояния, своей деятельности. Где ребята ответили на вопрос "Где они могут использовать полученные знания?"

В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия,), наглядный (видеоролик, презентация), практический проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На классном часе использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности. Были применены следующие технологии: личностно-ориентированного, деятельностного подхода,

На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры. Здесь звучала пословицы, родословная семьи, что придавало занятию эмоциональный настрой и конкретность.

Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Ребята работали с удовольствием.

В ходе классного часа соблюдался методический принцип – коммуникативность.

Считаю, что цель классного часа достигнута, но считаю, что данную работу нужно продолжать т.к. только системный подход дает результат.

Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей, мною учитывались возможности класса.

Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели классного часа реализованы.

Самоанализ проектной деятельности

Нештак Юлии Сергеевны

Воспитателя 2 квалификационной категории

Я, Нештак Юлия Сергеевна, имею высшее специальное образование по специальности «Педагогика и психология». В 2007 году окончила «Новосибирский государственный педагогический университет».Имею стаж педагогической работы 4 года. С сентября 2010г. работаю воспитателем дошкольного отдела МБДОУ № 388, до этого в течение 3 лет работала воспитателем в ДОУ № 333.

В настоящее время усилено внимание со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ к решению задач патриотического воспитания. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Третья программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

Целью своей педагогической деятельности считаю формирование ребенка как свободной, творческой, духовно-нравственной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека-гражданина и патриота с активной жизненной позицией.

Для реализации поставила цели:

​  изучить педагогическую литературу по заявленной проблеме; выявить качество гражданско-патриотических знаний детей

​  разработать систему педагогической деятельности по воспитанию патриотизма как любви к родному городу, родной стране

​  провести диагностику эффективности использования системы (приложение 1, 2)

​  обобщить и систематизировать педагогический опыт по заявленной проблеме

Важнейшим условием реализации заявленных целей и задач является программно-методическое и материально-техническое оснащение образовательного процесса.

В самоанализе представлены результаты работы, полученные в процессе реализации Программы «Детство»(под ред. Логиновой В. И.), направленной на всестороннее развитие ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Сейчас, я работаю по примерной образовательной программе»Успех» которая выстроена в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Требования включают обязательное планирование результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы, описывающих интегративные качества ребенка, одним из которых является « первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе…»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Что такое «патриотизм»? В разные времена пытались дать определение этому понятию многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа к его великим корням, к таким вечным понятиям, как род. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, реализация деятельности по данному направлению включает решение целого комплекса взаимо-связанных задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому детскому саду, улице, городу
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: непосредственно образовательной, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной – в играх, в труде, в быту, в педагогических ситуациях. В ходе реализации этих задач мы помогаем формированию у ребенка не только патриотических чувств, но и его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности, формировании патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. По результатам проводимой в начале работы диагностики было выявлено, что многие дети ничего не знают о малых формах фольклора (потешках, колыбельных, частушках и.т).(приложение3) Поэтому был разработан проект «Играем и поем» целью которого было знакомство детей с жанрами фольклора. Этот проект актуален так как на протяжении нескольких лет Россия испытывает не только экономические трудности, но и трудности в воспитании подрастающего поколения. В последние десятилетия нити, которые связывают старшее и подрастающее поколения нарушены. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений и дать детям нравственные устои, которые, ярко выражаются в малых формах фольклора.

Таким образом произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со своей страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Семья

любимая страна

детский сад

родной город

родная улица

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти составляющие присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Работу по патриотическому воспитанию дошкольников я начала с того, что пересмотрела содержание и оформление стенда по патриотическому воспитанию детей. Были приобретены новые дидактические и наглядные пособия, атрибуты, связанные с государственной символикой. В нашей группе появился символ нашего города «Городовичок», выполненный родителями в объеме. Этот символ повышал мотивацию детей к различным формам работы по данному направлению.

Я стараюсь отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я сама хорошо изучала, подбирала материал - что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Немаловажное значение в формировании представлений о родном крае имеет правильная организация развивающей среды. Развитию поискового интереса способствуют различные формы музейной педагогики, как-то: виртуальные экскурсии с Городовичком – символом нашего города; создание уголка краеведения со сменными экспозициями по темам блоков проекта. В программе «Успех» большое внимание уделяется такому виду детской деятельности как коллекционирование. Дети вместе с родителями с удовольствием собирают материалы для экспозиции в нашем уголке краеведения. (См. приложение 3)

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

​  повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

​  везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

​  повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

​  люди берегут и охраняют природу;

​  есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Продолжением данной работы является знакомство детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Формированию чувства гордости за свою страну способствует знакомство детей с наиболее важными событиями истории, спорта, культуры: победа в Великой Отечественной войне; полет в космос первого человека земли Ю.А.Гагарина; победа российских спортсменов на чемпионатах по хоккею, футболу, фигурному катанию;

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникает негативное восприятие данных проблем. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, опираясь на следующие принципы:

​  "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

​  непрерывность и преемственность педагогического процесса;

​  дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

​  рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

​  сочетание научности и доступности исторического материала

​  принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;

​ 

​  развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

« Семья», « Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Одним из основных принципов деятельности в соответствии с ФГТ является календарно-тематический подход. (приложение 4)

Основные формы совместной деятельности взрослого и детей являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. Наряду с использованием в образовательном процессе относительно новых форм совместной деятельности взрослого и ребенка я не отказываюсь от употребления ряда старых, например бесед (Моя улица; Природа моего края) разговоров, экскурсий (Почта; Монумент славы; Зоопарк), наблюдений (Транспорт нашего города; Деревья в разное время года), рассматривания (иллюстраций о разных видах транспорта; открыток с видами города; иллюстраций с изображением птиц, животных)

Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, используется интегративный подход, объединяющий в одной теме несколько образовательных областей: познание, коммуникацию, социализацию, музыку, художественное творчество и др. (например, "Мой город", "Столица нашей Родины - Москва").

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Работа, организованная в тесном сотрудничестве с семьей, объединяющая разные поколения, способствует позитивному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей семье, малой родине, стране.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие, которого я придерживаюсь в работе. (приложение 5)

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

​  семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

​  счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Интерес родителей к родословной своей семьи я использую, для мотивации их к взаимодействию с детским садам по воспитанию детей в этом направлении. Родители с детьми придумывали герб своей семьи, составляли генеалогическое древо (приложение 6)

Большое значение в своей работе я отважу- семейным экскурсиям по району, городу, посещение родителей с детьми отдельных предприятий и учреждений города, памятных мест и т.. При активной помощи родителей был создан альбом « Памятные места нашего города».

Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; вовлечение их в педагогический процесс, обеспечение родителей необходимой педагогической информацией. С этой целью проводятся консультации (« Воспитание любознательного ребенка»; « Что вы читаете детям») , круглые столы («Без колыбельной ни куда»). Традиционно каждой осенью в нашей группе проходит выставка «Дары осени», а весной – выставка пасхальных яиц., Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

Вся работа ведется блокам:

​  блок - «Моя семья»

​  блок - «Родной город»

​  блок - «Родная страна»

Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезкам.

Блок - «Моя семья».

Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра 111 своему сыну Никола «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

Корни каждого - в истории и традициях семьи

Семья- ячейка общество, хранительница национальных традиций

Счастье семьи - счастье и благополучие народа

К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

Блок - «Родной город».

Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Новосибирской области, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству

Блок - «Родная страна»

Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций. (приложение 7)

В перспективе планирую продолжать работать по данному направлению. Я думаю, что поведенная работа с детьми и их родителями была успешной. В итоге реализации данного проекта у многих детей сформировались знания малых форм фольклора, появился интерес к изучению устного творчества (сказок, былин, пословиц и поговорок, загадок). Многие дети проявляли чувство гордости за свою страну, с интересом участвовали в совместной деятельности, знакомились с историческими, спортивными, культурными событиями в жизни нашей страны. Во время бесед дети охотно рассказывали об участии членов своих семей в исторических событиях города, страны (прабабушки и прадедушки в В.О.в, строительство заводов, мостов, метро, участие в акциях и т.д). Родители воспитанников, становясь равноправными участниками педагогического процесса, отмечают улучшение микроклимата в семье, укреплению связи поколений, а также интерес детей к совместной деятельности с родителями. Считаю, что работа по заявленной системе должна быть продолжена по направлениям:

Совершенствование взаимодействия с родителями воспитанников

Укрепление и развитие поликультурных связей

Формирование толерантности как одной из граней гражданственности и патриотизма


Самоанализ

В оспитателя МБДОУ « Китерминский детский сад»

Полежаевой Юлии Александровны

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний гражданин.

Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность нашего дошкольного учреждения: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.

Ведущей целью программы развития нашего дошкольного учреждения, в разработке которой принимала участие, является реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществления интеллектуального, нравственного, эстетического развития через включение в социальную среду и потребность в укреплении психофизического здоровья.

Следуя поставленной цели, приоритетным направлением в работе коллектива стало художественно-эстетическое развитие дошкольников Поставлена задача, не просто обучить детей рисовать, мастерить, конструировать, петь, танцевать, музицировать, драматизировать, а использовать художественно-эстетическое развитие детей как средство формирования творчески активной личности.

В ДОУ работаю воспитателем 5 лет, Аттестуюсь на первую квалификационную категорию. В качестве основных задач педагогической работы определила для себя следующие:

· создание необходимых условий для обеспечения качества образовательного процесса, с использованием современных развивающих технологий;

· предоставление воспитанникам возможности реализовывать себя во всех видах детской деятельности: учебной, игровой, трудовой, музыкальной, спортивной, коммуникативной;

· обеспечение физического и психического здоровья и здорового образа жизни;

· осуществление необходимой коррекции в познавательно-речевом развитии;

· создание предметно-пространственной эстетически развивающей среды в группе;

· взаимодействие с родителями в решении возникающих проблем.

Взаимодействие с социумом.

Цели моей профессиональной деятельности согласованы с целями нашего учреждения. В течение некоторого времени работаю над проблемой «Развитие нравственно-патриотических качеств у дошкольников». Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разметать, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены: задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосное. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.

Приоритетной задачей организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.

В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья-педагог-ребенок.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному селу, краю, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим селом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным селом, городом и своей страной.

Такие чувства не могут не возникать после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Комплексная диагностика позволяет спроектировать маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и укреплению здоровья. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровыми, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Проанализировав данные по состоянию здоровья за три года я поставили перед собой задачи:

Организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка-дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом санитарно-гигиенических норм, возрастно – психолого-гуманистических особенностей воспитанников, учета основных принципов педагогики оздоровления.

Создание дошкольнику эмоционально-комфортного состояния посредством оптимально заданной интенсивности двигательных, физических, психических нагрузок.

Совершенствование пространственного развития среды в группе, способствующей целостному развитию личности ребенка.

Активация сотрудничества педагогов и родителей, повышение педагогической компетентности родителей в целях охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Основная цель использования здоровье сберегающих технологий в организации жизнедеятельности воспитанников - это осуществление комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья воспитанников посредством организации здоровье сберегающего пространства жизнедеятельности детей в ДОУ. Создание здоровье сберегающей среды в группе предполагает проведение гигиенической, рациональной, адекватной возрасту детей образовательный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. Степень утомления детей, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья в прямую зависит от методов, режимов, и технологий обучения. В группе мною используется: личностно-ориентированная модель воспитания и обучения - стиль педагогического воздействия - демократический.

Данный стиль - согласованно-положительный, положительно-активный. Тип педагогического отношения к детям - устойчиво положительный. Установление партнерских взаимоотношений: педагог понимает и принимает позицию ребенка. Педагогическое воздействие строится с учетом возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей ребенка. На непосредственно образовательной деятельности для детей используются разноуровневые задания. Оптимально двигательный режим - режим, позволяющий не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности ребенка, но и предусмотреть рациональное содержание при активности, освоение на соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Принципы: оздоровительная направленность, естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности, индивидуально-дифференцированный подход. Для организации оптимального двигательного режима в моей группе создан уголок физического развития, в котором есть кегли и мячи, скакалки и веревочки различной длинны и цвета, кольцеброс, мешочки с песком, кубики различной величины. Для гимнастики пробуждения используются различные массажные коврики, дорожки. Для осознания своего «я» и отслеживания психологического комфорта нами сделан уголок настроения «Наше настроение». Для музыкотерапии приобретен магнитофон и подобран музыкальный материал. Для привития культурно-гигиенических навыков и создания хорошего настроения в умывальной комнате создана развивающая среда «Морской мир». Также в группе подобран соответствующий световой режим для детей с целью достижения желаемого профилактического, коррекционного, или реабилитационного эффекта в его психофизического статусе. Элементы цветотерапии прослеживаются и цветовом оформлении помещений и в использовании цветовых пятен при организации двигательной активности. Учитывая состояние здоровья детей в организации жизнедеятельности, мы используем следующие здоровье сберегающие компоненты:

1. Для обеспечения здорового ритма жизни использую: а) щадящий режим(в адаптационный период) б) гибкий режим в) организация микроклимата.

2.Физические упражнения: а) утренняя гимнастика(проводиться каждый день, используются различные формы проведения, включая дыхательные и профилактические упражнения). б) подвижные и динамические игры (в течение всего дня в группе и на улице). в) час двигательной активности (на прогулке 1 раз в неделю). г) дыхательная гимнастика (используется до и после занятий, вместе с физкультминуткой для повышения общего тонуса и активизации детей) по Стрельниковой. д) физкультминутки (используются на занятиях). е) упражнение на предупреждение плоскостопия (ходьба по ребристой дорожке). ж) массаж волшебных точек ушек: «Поиграем с ушками», «Потянем ушки», «Погреем ушки». з) спортивные игры. и) дни здоровья.

3.Закаливание: а) воздушные ванны б) гимнастика пробуждения в) игровой самомассаж г) ходьба по ребристой дорожке д) обширное умывание е) дыхательная гимнастика.

4.Диетотерапия (рациональное питание).

5.Свето и цветотерапия (достаточное поступление света в помещение, не загроможденность и чистота окон, цветовая гамма группы спокойная).

6.Музыкотерапия: а) музыкальное сопровождение режимных моментов (спокойная музыка во время еды, бодрая во время одевания). б) музыкальное оформление фона занятий (использование по теме занятий песен и мелодий, для отдыха детей, проведение ритмических минуток). в) хоровое пение.

8.Аутотренинг и психогимнастика: а) игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы (этюды на выражение различных эмоциональных состояний «Лисенок боится», «Поссорились и помирились», «Разное настроение»). б) игры тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний (игры: «Передай улыбку другому», «На что похоже настроение», «Прими решение», «Минутка шалости». Этюды «Солнце», «Радость», «Два друга», «Впереди всех»). в) релаксация - успокоение и расслабление мышц тела и эмоционального напряжения («Снежная баба», «Шалтай-болтай», «Холодно-жарко», «Свечи», «Кошечка»). г) пальчиковая гимнастика (игры потешки «Пальчики в футбол играют» «Дружба», «Цветок», «Семья»)

9.Витаминотерапия(2 раза в год)

10.Пропаганда ЗОЖ: а) занятия по ОБЖ (по плану) б) работа с родителями (консультации: «Роль физического воспитания в развитии дошкольника», «Закаливание и здоровье детей», «Предупреждение плоскостопия», «Прогулка в жизни ребенка», «Как предупредить отклонения в поведении ребенка». Беседы: «Берегите зрение детей», «Дети и телевизор», «Авитаминоз», «Пищевая аллергия», «Чем занять ребенка в выходные дни»). В дальнейшем необходимо проводить с родителями обучающие упражнения, игры-тренинги, организация круглого стола.

Принцип развивающего обучения, на котором построена деятельность ДОУ, предъявляет определенные требования к дошкольному образованию, в том числе, и к речевому развитию детей. Обладая системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, применяю вариативные методики и программы, использую приемы развивающего обучения, учитывая психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста.

Процесс поискового обучения я выстраиваю на диалогическом общении и взаимодействии при интеллектуальной и социальной активности ребенка. Планирование образовательного процесса происходит строго с учетом перспективы развития каждого ребенка. Объем знаний, их интеллектуализация реализуются не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а благодаря методике. Подбираю учебный материал, стимулирующий рост умственных способностей детей (занимательные и интеллектуальные игры, упражнения, игрушки).

Личностно-ориентированный подход к освоению содержания образования проявляется в использовании разнообразных форм организации детей на занятиях, с учетом их подготовленности и характере предстоящей деятельности, различных методов и приемов. Обеспечивая развивающий характер образовательного процесса, в работе с детьми использую методы и приемы, обеспечивающие активную познавательную деятельность дошкольников:

Дифференциация по содержанию работы с детьми (задания разной степени трудности, гибкие вариативные задания);

Дифференциация по индивидуально-психологическим особенностям (по возрастному составу, по половому признаку, по области интересов, по уровню достижений, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья);

Осуществляю индивидуальный подход к ребенку при развитии его речевых способностей и продвижению к успеху;

Используя инновационное обучение: игры, разыгрывание ролей, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, что стимулирует потенциальные возможности детской фантазии, развивает воображении;

Уделяю внимание совместной деятельности ребенка и взрослого,

В обучении создаю проблемную ситуацию, побуждающую к поиску, открытию.

Моя позиция по отношению к ребенку – любовь к нему, заинтересованность в его жизни, вера, терпимость к недостаткам. Общение с ребенком основано на сотрудничестве, демократизации отношения. Требовательность к детям основывается на доверии. Стараюсь находить лучшие качества ребенка и раскрывать его способности, видеть уникальность ребенка, уважать его права и свободу, создавать для ребенка ситуацию успеха, помогать ему в самореализации. Поощряю доброжелательные отношения между детьми (чуткость, вежливость, внимательность, доброту, ласку, дружелюбие). Создаю условия для активного делового общения (речевого, игрового, творческого).

Деятельность ребенка оценивается с точки зрения его субъективных возможностей, персонального развития. Достижение ребенка сравниваю лишь с его собственным, а не с достижениями других. Отслеживаю не только результат, но и процесс его деятельности. Для эффективности работы с детьми и выбора перспектив их развития, необходимо педагогическая диагностика. Она позволяет отследить качество образовательной работы с воспитанниками. Диагностика направлена на выявление индивидуальных способностей ребенка, уровня его развития, встречающихся затруднений, их причин и возможностей корректировки. Результаты психолого-педагогической диагностики учитываются мною при планировании и реализации воспитательно-образовательного процесса.

С целью выявления уровня психического развития детей педагогом проводится психодиагностические исследования. Результаты исследования таковы:

42% имеют высокий уровень «школьной зрелости»

58% средний уровень с благоприятным прогнозом.

Анализ уровня выполнения программного материала за 3 года показал, что использование новых технологий и методики развивающего обучения позволило расширить знания детей и добиться высокого уровня освоения детьми комплексной программы. На основе полученных данных можно сделать вывод, что дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, логически мыслить, считать, решать задачи. У них отмечается достаточный уровень произвольности внимания, памяти, восприятия, а так же сформирован широкий кругозор. Ребенок, уходящий в школу, соответствует модели выпускника нашего детского сада.

Результатом комплексного подхода к воспитанию и обучению детей стали участие моих воспитанников в различных конкурсах и программах:

– участие во всероссийском конкурсе «Простые правила».;

Участие в конкурсе «Китерминская звездочка» организованная Китерминским ЦДК: МБУК «КЦКС».;

Участие в программе «Праздничный вернисаж», посвященный Дню матери.;

– участие в выставке «Шляпка», творческие работы;

– участие в фотовыставке «Моя семья;

– участие в выставке детского творчества «Новогодняя карусель».

Работа по формированию у дошкольников позиции признания ценности здоровья требует углубления и продолжения. Недостаточно эффективной остается работа с родителями по воспитанию здорового ребенка, по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни.

Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Создавая интерьер группы, прежде всего, учитываю возрастные и психические особенности воспитанников, а так же их повышенную двигательную активность, стремлюсь включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности, в процессе которых осуществляется всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника. Предметная среда не должна быть завершенной, поэтому периодически преобразовываю и обновляю ее с учетом специфики детского восприятия, в целях стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.

В группе оформлены различные «тематические» зоны:

Театрально-художественная;

Уединения и отдыха;

Речевая;

Двигательная.

Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в группе согласованно с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. Такой подход к организации жизненного пространства в группе внушает ребенку доверие, создает у воспитанников благоприятное эмоциональное состояние. Важной психопрофилактической работой с детьми является предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. Главный показатель моей работы – высокий уровень душевного комфорта воспитанников.

Физкультурный уголок группы оснащен нетрадиционным спортивным оборудованием: оригинальные коврики для массажа стопы, мишени для метания, ребристые дорожки, разнообразные шапочки для подвижных игр, тоннели для ползанья, обручи с лентами «Веселая карусель», многофункциональные дорожки для профилактики плоскостопья, мягкие мячи, спортивные бревна. Созданная стена осанки позволяет укрепить позвоночник ребенка и сформировать правильную осанку. Она используется для профилактики болезней внутренних органов, ортопедических заболеваний.

Природный уголок группы – одно из любимых мест детей в группе. Он удивляет не только красотой обилием комнатных растений, он является настоящей мастерской для дошколят. В нем создаются микроландшафты с деревянными домиками, камнями, фигурками из киндер-сюрпризов, дорожки из мелкого песочка, интересные поделки из природного материала. В нем каждый камушек играет не только эстетическую, но и познавательную роль.

Рядом с природным уголком находится лаборатория, где есть все необходимое для опытно-экспериментальной деятельности: весы, лупы, мерные стаканчики, разнообразные коллекции минералов, гербарии, муляжи. Экспериментируя, ребята активно познают окружающую их действительность.

Образовательная среда наполнена не только развивающими, но и психотерапевтическими элементами. Это познавательные книги с мягкими тканевыми страницами, изображения на которых приспособлены для тренировки пальцев, коврики фантазий, волшебные полянки, созданные с целью развития мелкой моторики пальцев и одновременно обладающие психотерапевтической функцией. Мягкие подушки в виде интересных сказочных образов, с которыми дети могут пошептаться. Каждому ребенку время от времени необходимо уединиться. С этой целью появился уголок уединения, место, где ребенок может чувствовать себя защищенным и тихонечко играть.

Уют, комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, штор на окнах, салфеток на столе, наличие цветов, зелени и, конечно, чистоты и порядка