Сватовство (сценарий обряда татарская семья). Обычаи сватовства невесты у разных народов Татарский свадебный наряд невесты

Для любого человека свадьба - ответственный и серьёзный шаг. Современный обряд брачной церемонии немыслим без изысканного ресторана, дорогих автомобилей, а также пышных нарядов. Сегодня в таком же духе проходят и мусульманские, в частности, крымско-татарские свадьбы. Но многие вековые традиции татар до сих пор являются обязательной частью обряда.

Татарская свадьба состоит из нескольких периодов, среди которых предсвадебный этап, непосредственно церемония, а также действия, которые происходят после нее.

Итак, в данной статье рассмотрим них более подробно.

Выбор невесты

Изначально у молодых людей была возможность познакомиться на религиозных праздниках, других свадьбах. Там юноши выбирали себе невесту. При этом выбор парня основывался не просто на симпатии - учитывалась также репутация девушки и всей её семьи, доброта, трудолюбие и ум избранницы. Как только юноша назовёт одному из своих близких имя понравившейся девушки, сразу же о характере невесты и о ее семье наводятся справки. В случае, если молодые люди друг другу понравились, происходит сватовство.

Сватовство

В гости к невесте со стороны жениха отправляются сваты - къудалар. В основном это уважаемые люди. Среди них могут быть близкие родственники юноши, которые отправляются в дом семьи девушки, чтобы выяснить о ней больше, а также обменяться подарками с родными невесты.

Если девушке юноша понравился, то она ему через посредников передаёт белый расшитый платок. В свою очередь къудалар дарят девушке духи и ювелирные украшения, а также всевозможные сладости. Всё это непременно красиво упаковывается и оформляется бантами и лентами. Родственники жениха тоже уходят не с пустыми руками. Им необходимо передать юноше несколько носовых платков, рубашек, украшенных узорами, вышитыми невестой, а также несколько подносов с выпечкой и конфетами, которые тоже красиво упакованы. Потом сваты обсуждают дату обручения и удаляются.

Обручение

Рассматривая традиции татарской свадьбы, стоит отметить, что обручение (агъыр нишан) происходит через пару недель после сватовства. Оно также проходит у невесты. Къудалар, число которых теперь составляет около пятнадцати человек, подносят девушке бохча - узел, полный гостинцев для избранницы и её родственников. Взамен же они получают ответные подарки. В этот момент между сторонами оговариваются дата и все детали предстоящего торжества.

Вечер-прощание у невесты

Девушка демонстрирует гостям, среди которых присутствуют и родственники молодого человека, своё приданое (оно готовится с момента рождения). Чем семья невесты богаче, тем разнообразнее и больше её наследство.

Окрашивания хной рук девушки

Далее семьёй невесты накрывается праздничный стол и происходит ритуал окрашивания хной кистей рук наречённой. Есть мнение, что чем сильнее у невесты разрисованы руки, тем у молодых будет богаче совместная жизнь. Потом остатками краски разрисовывают руки остальных девушек, тем самым желая им скорейшего и благополучного замужества. Это всё проходит с танцами и песнями.

Сбривание бороды

Накануне свадьбы в доме жениха проходит древний обряд: приглашенный парикмахер торжественно сбривает бороду молодому человеку (траш геджеси). Этот процесс является символом прощания со свободной жизнью, а также приобретением статуса женатого человека. Родители после процедуры благословляют сына.

Обряд бракосочетания

После всех вышеперечисленных действий проводится уже непосредственно татарская свадьба (никях). В основном она проходит в доме молодой, где религиозный предводитель мусульман - мулла - в присутствии свидетелей и близких родственников спрашивает у жениха и невесты, согласны ли они вступить в этот брак.

Мулла этот вопрос невесте задаёт трижды. Первые 2 раза она должна молчать, при этом на 3-ий ответить согласием. Молодые после ритуала выходят к своим гостям.

Изучая традиции на свадьбе татар, стоит отметить, что в древности церемонии проводились прямо на улице или во дворах. Строился шатёр, стулья и столы собирались из досок, их покрывали скатертями и коврами. Столы ломились от различных национальных блюд. Татарская свадьба длилась раньше 7 дней. Сегодня же она сократилась до двух.

Первый день отмечается у невесты, второй - у молодого человека. Интересно, что родители жениха не должны присутствовать на стороне невесты, а родителям девушки нельзя быть на торжестве, которое проводится в доме жениха.

Крымско-татарские свадьбы проводятся без игр и конкурсов. За счет этого они еще более необычны для нас. Татарская свадьба, сценарий празднования которой схож между собой в обоих свадебных днях, проводится сегодня в шатрах либо в ресторанах. Молодые сами выбирают, в какой день будет проводиться регистрация.

Непременным остается скрепление брака перед Всевышним - никях. Данный обряд проводится в мечети или дома.

Открытие торжества

Молодые появляются в месте, где уже собрались гости. Перед парой танцуют близкие родственники, тем самым провожая их к столу под музыку. Тамада - той саиби - свадьбу открывает торжественной речью.

Далее приглашаются повара, исполняющие танец с поварёшками. Потом танцуют аякчилар - обслуживающий персонал торжества. Только после этого начинается собственно татарская свадьба, и ее ведение входит в обязанности родственников новобрачных.

Гости выходят парами к танцующим родственникам, вручая им деньги. При этом в руках должно быть по одной купюре любого наименования. Первоначально все деньги, которые были собраны таким образом, отдавались музыкантам. Сегодня же они озвучивают стоимость своих услуг с самого начала, а деньги, таким образом «заработанные» родственниками, передаются молодым.

Свадебное торжество

Периодически тамада объявляет общие танцы - в это время на площадку выходят все желающие, кроме невесты и жениха. В это время произносятся татарские тосты на свадьбу, в которых звучат пожелания молодым любви и благополучия.

Гости ближе к полуночи могут потанцевать уже с молодыми. К новобрачным первыми выходят родители, поздравляя и вручая деньги, потом родственники, и только после этого оставшиеся гости.

Завершение первого дня

В заключение мероприятия гостями исполняется «Къоран». Новая семейная пара оказывается в центре, вокруг себя образуя круг из танцующих гостей. Далее молодые уходят в дом жениха, сопровождаемые различными народными мелодиями. Когда молодая жена в первый раз заходит в мужний дом, под ноги ей подстилают шубу, вывернутую наизнанку, угощают мёдом и свежим хлебом, а также дарят какое-нибудь животное.

Послесвадебный период

Невеста на следующее утро должна своих новых родственников угостить утренним кофе. При этом все приходят в дом посмотреть на нее. Во время данного ритуала девушка целует руки родственникам мужа в знак своего уважения.

Интересно, что она на протяжении 40 дней после свадьбы должна оставаться в доме мужа, не выходя из него. Но сейчас этого правила редко придерживаются.

На сегодняшний момент татарская свадьба отличается во многом от традиционной, но при этом многие обычаи все же сохранились. Непременными остались агъыр нишан, сёз кесим, келин къавеси, никях, а также чагъыртув, при этом проведение траш геджеси и хна геджеси уже достаточно редкое явление.

Народ Татарстана, разбросанный по всей территории нашей большой России – одна из наций в огромным историческим наследием и своим, особым колоритом.

Свой язык, свои обряды, которые создавалась на протяжении многих столетий, наложили свой отпечаток на этот народ.

Неповторимость нации ярко выражена в традициях празднования свадеб. Свадьба татаров это наиболее важное событие в жизни каждой татарской семьи.

Их самобытность и обычаи делают праздник действительно оригинальным и неповторимым в своем роде.

Но как же проходит свадьба татар?

Подготовка к этому празднику начинается заранее, задолго Предварительно проводится и переговоры между родителями будущих супругов.

Как ни странно, в этом молодые не принимают участия.

Само сватовство разделено на три действия:

  1. смотрины новобрачной;
  2. рассказ о молодом человеке;
  3. переговоры между родителями;

В роли представителя жениха выступают сват (от.татар. – яучы ) + один из старших родственников (мать, отец, старший брат). Если первые две стадии прошли хорошо, то к последнему берут участие и родители.

Во время последнего этапа все проходит сдержано, рассудительно, лаконично: обсуждается место проживания молодых, распределение ролей кто и что покупает в дом молодым, месячный доход новобрачного, а также калым за невесту и прочее.

По всем традициям калым должен быть уплачен родителям невесты до дня свадьбы (в крайнем случае – в день самой свадьбы). Это могут быть золото и украшения из него, одежда, постельное, деньги, посуда. Приданное невесты не обсуждается.

Если по итогу все прошло хорошо, то и жениху, и невесте сообщается дата помолвки, которую выбрали родители.

Затем обсуждения продолжаются. В него включается:

Свадебный обряд

Никогда не канут в лету популярные композиции современных исполнителей как на русском, так и на татарском языках.

Народные песни и просто зажигательные композиции также приветствуются.

Наряды молодоженов

Так как свадьба исключительно татарская – наряды будут тоже в этой тематике и будут значительно отличаться от стандартных европейских.

Невеста – воплощение скромности. Белоснежное одеяние должно прикрывать все и максимально (руки, шею, и уж тем более зону декольте).

Этот наряд (который по желанию можно заменить на тунику с брюками) обязательно должен быть дополнен головным убором (платком). Кисти и лицо должно быть максимально прикрыто от посторонних глаз.

Сценарий мероприятия

Туй

После официального заключения брака начинается череда праздничных дней.

Мероприятие делится на три этапа:

  • застолье в доме невесты;
  • переезд невесты от родителей к новоиспеченному мужу;
  • пир в доме жениха;

По всем канонам родители просто обязаны накрыть праздничный стол для новоиспеченных мужа и жены после .

Для родителей жениха это отличная возможность показать свое отношение к ней.

Когда же жена попадает в дом к мужу, ей под ноги кладут шкуру или подушку как знак особого отношения, почета. Класть шкуру должны мужчины. Мать жениха и золовка угощают девушку хлебом с медом. Родственники окунают руку молодой в муку, чтобы в доме был достаток.

Жена должна в свою очередь сделать свою часть ритуала: развесить по дому новые полотенца, занавески, постелить свои половики. Переезд жены к мужу также сопровождается обменом подарков и снова свадебным пиром.

Национальные угощения. Как накрыть стол на свадьбу у татар

Такая свадьба подразумевает большое застолье с огромным количеством блюд.

Сначала, конечно же, подаются холодные и горячие закуски, потом жирный суп из баранины и лапши.

Популярны и компоты, соки, газировка. Спиртное на татарской свадьбе запрещено! Еще принято готовить двух гусей, являющимися символами новой супружеской пары.

Разрезать это блюдо доверяется самому старшему мужчине, которого назначают родители жениха.

Как татары проводили никах: особенности национальной женитьбы, послесвадебные обряды и ломка традиций

Казанский этнограф и наш колумнист Дина Гатина-Шафикова продолжает знакомить читателей «Реального времени» с особенностями татарской свадьбы . В сегодняшней авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, она рассказывает уже о самом обряде никаха, послесвадебных обычаях и современном возрождении религиозно-культурных элементов национального бракосочетания.

Никах без молодоженов

Само свадебное действие - никах туй , по словам К. Насыри, проходило «обязательно в доме родителей девушки. Здесь же происходит и обрядовое чтение никаха. В тот же день застолье организуется и в доме жениха. Невесте в счет подарка и выкупа посылается хороший сундук, большое дорогое зеркало, лучших сортов штоф или бархат, отрезы ситца на несколько платьев, шаль, дорогой калфак, ичиги, туфельки, различные фрукты и перстни, ножи, мелкие зеркала, помада, белила - все это в счет подарков. Здесь же в сундуке отсылают деньги - причитающийся выкуп. Затем посылают несколько хлебов лучшего сорта, полпуда меда и полпуда масла. Больше или меньше - в зависимости от размера меджлиса».

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания - никах. Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 гг.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула», т. е. брачующаяся невеста, лично или через поверенного, должна сказать: я (назвав имя отчество) отдала себя в жены такому-то (тоже назвав имя отчество), а жених тоже лично или через поверенного повторить слова невесты, заменив выражение «отдала себя в жены» словами «взял в жены». Гакыд должен происходить непременно при свидетелях. Не менее двух правоспособных мужчин, или один мужчина и две женщины магометанского вероисповедания, при этом договаривающиеся лица должны ясно слышать слова друг друга, а свидетели должны слышать слова договаривающихся, все это должно произойти в одно и то же время, в одном и том же месте».

Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 г.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула». Фото turklib.com

В связи с тем, что обычно на данной церемонии молодые не присутствовали, за жениха отвечал отец, а за невесту ее уполномоченные -вәкил (они специально отправлялись в то место, где находилась невеста, и, выслушав ее положительный ответ, передавали его мулле).

После совершения церемонии, мулла записывал в книгу регистрации брака условия заключения брака - мәһәр (калын, продукты или их стоимость, переданные стороне невесты до заключения брака). Детально описывалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить жене.

После церемонии начиналось застолье, которое имело свою специфику. Женщины находились отдельно от мужчин. Обычно, женщины угощались после того, как расходились мужчины, или оно могло проходить одновременно, но в разных половинах дома.

Жених на неделю

Сами свадебные мероприятия с совместными угощениями могли проходить до трех дней. Приезжих, после угощения в доме невесты, забирали родственники. Иногда по очереди всех гостей могли приглашать к себе.

Свадьба в доме жениха могла проходить намного позже, после основного мероприятия в доме невесты, и срок этот зависел от того, насколько долго молодая останется в доме своих родителей.

Все последующие мероприятия были уже после свадьбы.

После завершения никах туй , когда разъехались все гости, в доме невесты начинали готовиться к приезду жениха. Особое внимание уделялось приготовлению постели для молодых. Старались выбрать замужнюю женщину, удачливую в браке. Кровать огораживалась большой занавесью - чаршау , или, если была возможность, полностью занавешивали пологом -чыбылдык . Стелили две перины, которые по одной, по окончании ночи, убирали. После того, как приготовили постель, в нее клали либо ребенка, или счастливую семейную пару с детьми.

Интерьер парадной половины дома. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Жениха в сопровождении друга или друзей, вечером привозили родственники (молодые юноши или мужчины) невесты. В дом их пускали только после уплаты выкупа. Гостей угощали, молодым накрывали стол к чаю и оставляли наедине. За ними ухаживала специально выбранная женщина, которая также за эту работу получала подарки.

Утром для молодоженов топили баню. После этого молодой супруг надевал новую одежду, сшитую его женой, а взамен он одаривал ее каким-нибудь ценным подарком (украшения, платки и пр.).

Молодожены первые дни были только в своей комнате и никому не показывались. Супруг мог заночевать обговоренное заранее определенное количество дней, а затем уехать, так и не показавшись никому из родственников жены. Чаще всего родители или сами заходили в комнату утром к молодым, или приглашали на совместное чаепитие, где одаривали зятя подарками.

В первый свой приезд муж мог остаться до недели или чуть больше. Затем он уезжал обратно и впоследствии приезжал по четвергам, а утром в пятницу снова уезжал. Подобное гостевание было разным по времени (жена могла перебраться в дом мужа, уже самой являясь матерью), и зависело все от разных причин (материальные, семейные и прочие). По этому поводу А. Сперанский писал: «Так живут они год, два и даже три. Потом жена приезжает к мужу окончательно, имея иногда уже двоих детей».

К мужу… навсегда

В большинстве своем переезд молодой в дом мужа приурочивали к Джиену. Причем обрядовая составляющая в разных местностях отличалась. Где-то прощание происходило в доме родителей молодой жены, но его могли проводить и в том доме, где ей предстояло жить. Причем приданное, перевозимое невестой в новый дом, было значительным. По этому поводу, Каюм Насыри отмечал, что «вслед за невестой в дом жениха переправляется довольно много вещей. Обычно вначале посылаются подарки жениха: зеркало, сундук (кроме него еще несколько сундуков с вещами самой невесты). Среди вещей обязательно есть пуховая перина, пуховые подушки, четыре маленькие подушки, верх у которых из хорошего ситца или шелка. Еще дорогое ситцевое или шелковое одеяло, такой же полог для кровати. Кроме того, самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек, две дюжины ножей и вилок, несколько дюжин столовых приборов, два медных подноса под самовар, несколько дюжин салфеток, несколько скатертей, полотенец. Ни одну из своих вещей невеста не оставляет в родительском доме, недаром говорится в народе: «Невесты в отчем доме помело - и то боится».

Среди вещей обязательно есть самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Встречали молодоженов не только ближайшие родственники, но и соседи. Для этого молодая готовила небольшие подарки, которыми одаривала присутствующих.

В обрядовой составляющей встречи новоиспеченной жены входило и обряжение дома, где ей предстояло жить. Обычно его проводили в день приезда молодой в дом супруга. Везде снимались занавеси и вешались новые из приданого невесты. Также бытовал обряд знакомства молодой с родником, или показ дороги по воду, когда на следующий день после приезда ее вели к роднику, из которого ей предстояло носить воду.

Застолья по случаю приезда молодой были сходны со свадебными, ранее организованными стороной невесты. Однако в отличие от предыдущих торжеств, здесь не было родителей невесты (для них все устраивали отдельно), к тому же основными участниками были и сами молодожены, присутствующие на мероприятиях по этому случаю. По их окончании уже в тесном семейном кругу молодожены ездили в гости к ее родителям, а в дом жениха приглашали родителей невесты. Эти мероприятия как бы ознаменовывали окончание цикла свадебной обрядности.

Исключения из правил

Безусловно, описанные выше мероприятия показывают классический тип сватовства, когда и родители, и молодые согласны. Однако, как и было описано ранее Ахмаровым, существовали еще два типа (насильственный и без одобрения родителей), в рамках которых данная свадебная обрядность в полной мере не соблюдалась.

ХХ век внес свои коррективы в обрядность татарского народа. Многое было унифицировано, что-то было потеряно, появилась новая праздничная культура в целом. Это время, когда браки стали регистрировать в ЗАГСе, порою, не совершая традиционного религиозного обряда (никах), а согласие родителей и договорные браки теряют свою силу. Молодожены сами стали выбирать себе супругов, не учитывая мнение старшего поколения.

Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Фото Максима Платонова

В наши дни, как отмечают многие исследователи, наметилось возрождение интереса к традиционным формам культуры, включающим в себя и свадебную обрядность. Так, многие молодожены считают обязательным для создания семьи проведения религиозного обряда никах. Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Однако необходимо отметить, что сегодня сформировалась новая свадебная обрядность, с сочетанием в себе общеисламских, европейских, и зачастую незначительно традиционно татарских форм свадебного обряда татар.

Дина Гатина-Шафикова

Справка

Дина Гатина-Шафикова - научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Сватовство- сценарий обряда. (татарская семья)

Идут вместе 2 свахи: у одной свахи гармонь, а у другой волшебный клубок и хлеб, завернутый в расшитое полотенце. Катится- катится клубок и останавливается на пороге одного дома.

1.Сваха со стороны жениха: Исәнмесіз хөрметле дуслар! Доньялар тыныч, имин булсын, еллар бәрекетле булсын!

Сваха 2:Добрый вечер, хозяин с хозяюшкой!

Добрый вечер, дорогие соседушки для доброй беседушки!

Сваха 1: Биз алыстан килдек сізгә

Хәлігіз нищек? Хәудыгыз нищек?

Сваха 2: За быстрой рекой Уй, за высокими лесами, за широкими полями раскинулось село Кенарал. Мы оттуда и пожаловали к вам.

Сваха 1: Безнің ауылда көп егетләр бар, бар сузгә оста, ішкә дә әйбәт, колдарынан бәрі килә. А Безнін бала шундай әйбәт, гармунда ойнай, жырлайда, акылды, шундай якшы бір егет бар.

Сваха 2: живет в нашей семье удалец, своему счастью кузнец, с виду ладный до работы жадный.

Сваха 1: Так что хозяева милые, приветливые просим уважить нашу просьбу и разрешить показать нам красну девицу.

Мать невесты: не знаем, не ведаем о ком речь ведете. У нас в дому много девиц проживает, одна другой краше и все умницы, умелицы.

Сваха1: Ух, красавицы! Мне особо приглянулась средняя.

Мать невесты: Стог не начинают с середины, так и я дочь не отдам.

Сваха2: Я пришла подушечной гостьей.

Открыла я переднюю дверь,

Заднюю прикрыла,

К дочери вашей свахой пришла, что означало:

Назад дороги нет, открыта только вперед.

Сваха 1: Біз кильмәдік буш китәргә, кильдек алып китәргә.

Я пришла подушечной гостьей,

соловей с шелковой веревкой есть в вашем селе,

сокол с кожаным поводком есть в нашем селе,

есть у нас сокол, я пришла за соловьем,

если ты- железо, я- уголь, и расплавлю железо.

Сваха 2: наш добрый молодец в Госбанке работает, при деньгах и при мехах. Терем отдельный имеет.

Мать невесты: Богатства не надо, парень должен быть мужчиной.

Сваха1: молодые хорошо знают друг- друга, крепко любят. Как вы на это смотрите.

РОдители невесты: Течение реки нельзя остановить, согласны породниться и заиметь сына с дочерью с хлебом- солью.

Мать невесты: любушка- голубушка покажись гостям какая ты хозяюшка.

Сваха 2: ууу, конечно! Теперь все видят, и с лица белая, и телом стройная. Я боюсь опростоволоситься, попробуем испытать ее.

Сваха 1 (достает из кармана деньги мелочью и рассыпает на стол)

(девушка должна быстро собрать копейки в кулак и опустить себе в карман или держать в руке. Если сваха со стороны жениха попросит у нее мелочь не давать)

Сваха 2: Молодец, вижу хозяйкой экономной будешь, не станешь деньги разбазаривать и сор из избы не вынесешь, бросали деньги медные, чтобы вы со своим хозяином не были медные, есть серебро, чтоб принесла ты в нашу семью только добро. А вот денежка бумажная, чтоб вошла ты в наш дом хозяйкой простой, а не барыней важной.

Сваха1: Умница! А вот еще такой вопрос: если у тебя одновременно попросят водички испить старик, парень молодой и малыш, кому первому подашь

Девушка: Я думаю, что надо дать малышу.

Сваха 2: -Ох хорошо отвечаешь, девица! По всему видать, что стараешься угодить нам. Вот теперь пришло при всех спросить у родителей невесты: согласны ли они дать свое родительское благословение дочери?

Мать невесты: Да, согласна.

Сваха1: После того, как родители невесты дали согласие, уместно будет сейчас наметить нашу невестку. Пусть до самой свадьбы наша невестка ходит с меткой жениха, а метим колечком серебряным с глазочком аметистовым.

Сваха 2: А сейчас приметите от нас к вашему столу вот этот волшебный мед. Тебе, хозяин, этим медком ушки смажем, чтобы ты о своем зятьке никогда ничего плохого не услышал, а тебе, хозяюшка, глаэки смажем, чтобы ты в своем зяте ничего плохого не увидела, а остальное мы себе на язык намажем и станем на общем нашем застолье речи вам сладкие говорить.

Сваха 1: Хәерле бәйрем булсын! Бәхәтле, тәуфыйклы булыгыз, туй буләгем шушы булыр сезгә аз булса да, куп итеп алыгыз

Мать невесты, безнен буләгіміз кызымнын тастамалы.

Сваха Бик бик рәхмәт. (все вместе поют песню) Девочки танцуют. Все поем частушки

Частушки

Ай икегез, икегез,

Икегез дә бертигез,

Эшне дә сез кулыгызда

Менә шулай биетегез

Бие, бие, Хэйбулла

Биеген кеше бай була

Биегэн кеше бай булса да,

КЕсэ ягы сай була

Искә мунча почмагы

Яна мунча почмагы

Житер инде, куп биедем,

Егылып китэрмен тагы

Бие бие Хәйбулла

Биеген кеше бай була

Биегән кеше бай булганчы

Қапт алаша тай була

Бие бие Хәйбулла

Биеген кеше бай була

Бай булмаса тук була

Татарская свадьба являет собой удивительно красивое и оригинальное торжество в соответствии с законами шариата, так как большинство татар – мусульмане. Богатые национальные обычаи одного из древнейших народов на земле превращают это событие в яркий самобытный праздник.

Небольшой экскурс в историю

Территория расселения татар простирается от Сибири до самого Крыма, у разноместных представителей есть некоторые различия в языке, но все равно это единая нация, обладающая крепким национальным духом, древней культурой, богатым литературным языком, своеобразными традициями и обрядами. В таком важном празднике, как свадьба, историческая память народа находит наиболее яркое отражение. На развитие свадебных традиций большое влияние оказали исторические события, которые происходили на землях, населенных татарами. Тем не менее можно проследить общие закономерности в обрядах, невзирая на то, что названия их порой отличаются. Основное различие заключается в обряде бракосочетания по религиозным канонам: у татар, исповедующих ислам, это проводимый в домашних условиях никах, а у татар-христиан – .

Свадебные обряды татар несут в себе определенный магический смысл – они призваны обеспечить достаток, спокойствие и многодетность молодой семьи. В начале XX века существовали три основные формы брака у татар: добровольный уход девушки, по сватовству и похищение невесты.

До этого времени брак заключался в основном по сватовству, и тут необходимо было строго соблюдать обрядность. Причем характерность того или иного обряда определялась местностью, а различия носили общественный характер (продолжительность гуляний, число гостей, дороговизна подарков).

Брак по сватовству: порядок проведения свадьбы

Сватовство

Сначала родственники жениха делали предложение невестиным родителям. Затем во время сватовства назначались дата проведения торжества и калым – это дары, которыми в татарской свадьбе выкуп невесты оплачивается (кстати, у татар он называется «калын»). Что входило в калым? Это были бытовые предметы, постельное белье, головные уборы, одежда и обувь. Также передавались деньги для приготовления невестиного приданого и вносилась лепта продуктами для праздничного банкета.

Затем проводился сговор: во время него сторона жениха передавала деньги, а сторона невесты – полотенце или скатерть в подарок. Невестиных родственников, которые участвовали в сговоре, обязательно угощали различными лакомствами.

Обряд никах

В татарской свадьбе никах (или никах туй) – это официальная часть торжества согласно шариату. Проводился никах в невестином доме, родители жениха были на нем главными гостями. Жениховские родственники привозили с собой на свадьбу калым и угощения, если они еще не передали их до того. Роли всех родственников, участвующих в торжестве, оговаривались заранее: одни невестины родственники приносили лакомства, а другие приглашали к себе родственников жениха, всячески заботясь о них и предоставляя ночлег, так как свадьбу гуляли не один день.

Сам обряд никах должен был проводить мулла, который записывал условия брака в особой книге. В это время перечислялись свадебные расходы со стороны жениха и оговаривалось, какая сумма будет выплачена жене в случае, если супруг захочет расторгнуть брак. Присутствия молодых при этом не требовалось. А кто же тогда отвечал на заветный вопрос «Согласны ли вы»? За невесту отвечали свидетели, а за жениха – его отец. Перед этим свидетели спрашивали о согласии невесты, которая находилась за занавесью или же в другой комнате. Услышав согласие обеих сторон, мулла в торжественной обстановке начинал зачитывать Коран. И только по завершении обряда никах начинался свадебный банкет.

Праздничный банкет

  • Согласно традиции, торжество отмечалось за одним длинным столом, во главе которого сидели молодые, причем невеста всегда справа. Со стороны жениха сидели родители невесты, а со стороны невесты, соответственно, родители жениха. По обеим сторонам после родителей располагались свидетели, а после них – родственники невесты и жениха.
  • Спиртного на свадьбе у татар не было – исключительно морсы, компоты и другие безалкогольные напитки. В последнюю очередь подавался чай, а к нему традиционное блюдо чак-чак – это альтернатива привычному для нас свадебному торту. Кстати, чак-чак, который еще называют кызкумэче, подавался и во время обряда никах. Готовила сладкое лакомство, как правило, сторона невесты.
  • Кроме того, на столе обязательно присутствовали национальные блюда татарской кухни: губадия (круглый многослойный пирог), очпочмаки (что-то вроде пирожков, но только в форме треугольников), хорошо известные нам беляши и др. Обязательным блюдом был праздничный гусь, которого обычно привозили родственники жениха. Также необходимо отметить существование особых правил подачи и разделывания блюд. Во время этого процесса молодоженов одаривали деньгами и подарками.

Свадебные гулянья

Гости гуляли на свадьбе в невестином доме два или три дня, а после того, как они уезжали, начиналась подготовка к приезду жениха. Комнату молодых декорировали предметами из невестиного приданого, здесь паре предстояло провести несколько дней. Период первого жениховского приезда примечателен тем, что он должен был платить калым как за въезд во двор, так и за возможность увидеться с любимой, а еще тем, кто растапливал баню и расстилал постель. Невесте преподносился особо ценный презент. Длительность первого приезда жениха составляла от двух до шести дней (это зависело от калыма), после этого он навещал возлюбленную по четвергам и уезжал наутро.

Когда калым был полностью выплачен, молодая жена наконец могла перебраться в дом мужа. И тут также неукоснительно соблюдались все традиции: мать мужа встречала невестку приветливыми словами и расстилала ей под ноги шубу либо подушку. Затем невестке необходимо было повесить полотенце и вкусить горбушку хлеба с маслом и медом – это чтобы она была уживчивой, мягкой и покладистой.

Молодая жена должна была также погрузить руки в муку – для того чтобы в семье всегда был достаток. А еще обычаи, традиции татарской свадьбы предполагали декорирование дома предметами из невестиного приданого и показ молодой красавице дороги, ведущей к роднику. Невестке необходимо было одарить всех задействованных в этом процессе родственниц.

После переезда жены продолжался банкет в домах родителей и родственников мужа. Молодая пара отправлялась с визитом в дом родителей жены, а те навещали дом жениха.

Другие формы брака

Похищение невесты

Иные формы брака у татар получили меньшее распространение. Что касается похищения невесты, женихи к этому древнему и, откровенно говоря, первобытному виду бракосочетания прибегали крайне редко – когда не получалось договориться. Похищенная невеста и ее родители соглашались на брак, чтобы избежать позора.

Невзирая на то что похищение – само по себе дикость, и здесь тем не менее были свои правила. Например, вдовцы и зрелые женихи себе такого не позволяли, запрещалось похищать вдов, незнакомок и девушек из числа родственников. К тому же после похищения жениху приходилось выплачивать калым в гораздо большем размере, да и обряд никах проходил по упрощенной схеме.

Случалось и так, что похищение инсценировали по обоюдному согласию сторон – как дань древней традиции. Это позволяло существенно сократить финансовые затраты на проведение торжества.

Добровольный уход к жениху

Данная форма брака получила наиболее широкое распространение в начале XX века и основывалась на взаимном желании сторон, однако порицалась обществом. У этой формы имелись свои преимущества: не было необходимости ждать, пока вступит в брак старший брат или сестра, условия сговора диктовались родителями жениха, что значительно уменьшало размер калыма.

В основном все-таки и похищение, и добровольный уход девушки к жениху осуждались общественным мнением, поэтому такие формы брака были редкостью на рубеже XIX – XX веков.