Вязание. История возникновения вязания на спицах История происхождения вязания

Еще один интересный образец носка, сохранившийся до наших дней, относится к более позднему периоду: 16-17 в.

Фото 2. Носок. 16-17 в. Связан на пяти спицах. Археологический выставочный комплекс «Старый Гостинный двор».

Предполагается, что он связан на пяти спицах по кругу. Хранится в Археологическом выставочном комплексе «Старый Гостинный двор»

На Руси вязаные носки ручной работы играли важную роль в свадебных церемониях и различных ритуалах. Вязаные носки и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были исключительно однотонные. Однако, в таких губерниях как, например, Рязанской, Тульской и Пензенской праздничные изделия вязали с использование красочных орнаментов.

В Архангельской области считалось, что невеста одаренная и умелая, если она собственноручно одаривала родню мужа связанными носками, и чем разнообразнее узоры и больше носок, тем более мастеровитая будет будущая супруга. Такие дорогие подарки надевали лишь по праздничным дням. Самыми знаменитыми были узоры из растений и геометрических фигур. Специальные носки ручной работы вязались из шерсти красного цвета, который означал «красивый», «значимый».

Несмотря на высокий уровень развития машинного трикотажа, носки, связанные вручную спицами с орнаментом или однотонные, пользуются спросом и в наши дни!

Фото 3. Носки с орнаментом.

В конце XIX – в начале XX века в России становится популярным вязание сапожек, которые были украшены красивыми цветочными орнаментами. Однако идея вязаных сапожек, как и многие другие идеи в вязании, возродилась в наши дни и прекрасно воплотилась в новых оригинальных дизайнерских моделях. (фото 4-5)

Фото 4. Вязаные сапожки с цветочным орнаментом «Павлопасадские».

Фото 5. Вязаные белые сапожки на каблучке.

Истории вязаных варежек на Руси.

Существует несколько версий происхождения русского слова «варежка».

Согласно первой из них, «варежка» происходит от словосочетания «варяжская руковица» , что является подтверждением заимствования этого вида одежды от Варяг, выходцев скандинавских стран.

Второй версией происхождения этого слова является глагол «варовати», что значит «защищать» , «охранять» . Очевидно от холода.

Третий вариант: от слова «вареги» , т. е. «варить» . В те времена шерстяные рукавички заваривали кипятком, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Хотя техника вязания варежек пришла к нам из Скандинавии, где вязали в основном мужчины, на Руси это искусство освоили женщины. Причем учились они этому с раннего детства. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха.

Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли «исподочки» ), а затем меховые - мехом наружу ( «мохнатки») . Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили «исподочки» с орнаментом, в будни - однотонные.

Фото 6. Варежки с орнаментом.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили «накулачники» ( «митенки») - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Однако этот дамский аксессуар возродился и стал актуален в наши дни. Изящные, женственные и стильные митенки прекрасно дополнят любой дамский костюм.

Фото 7. Белые ажурные митенки.

Оренбургские пуховые платки.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков.

Фото 8. Оренбургский пуховый платок.

Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

« С утра до вечера в «Хрустальном дворце» толпилась публика у экспонатов с Российскими ювелирными украшениями и драгоценностями. Как далекую и любопытную экзотику рассматривали европейцы… «невесомые» и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха».

1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1862 г., в период расцвета английской промышленности, в Лондоне открылась очередная, четвертая по счету Всемирная универсальная выставка, на которой были представлены 6 пуховых тончайших платков из козьего пуха, связанные уральской казачкой М.Н. Усковой. До закрытия выставки все платки были раскуплены, а Мария Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром.

С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках в Чикаго, Париже, Брюсселе и восхищать публику по всему миру. Продолжают восхищать и сегодня.

Секрет такой феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание непомерно жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Фото 9. Коза. Оренбургская порода. Выведена народной селекцией.

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия из оренбургского козьего пуха были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку «имитация под Оренбург».

Платки принято было носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.! (фото 10-11)

Фото 10. Оренбургский пуховый платок. Серый, плотный, пушистый.

Фото 11. Оренбургский пуховый платок. Тонкий, ажурный из белого пуха.

Если важно, чтобы изделие было теплым, то выбирают прежде всего плотные пушистые платки из серого пуха. Тонкие ажурные платки, которые еще называют «паутинкой», также достаточно теплые, но их ценят, прежде всего за красоту и неповторимость. Именно тонкие ажурные Оренбургские платки должны проходить через кольцо.

Фото 12. Ажурный тонкий Оренбургский платок проходит через кольцо.

Кстати, помимо прохождения в кольцо, «шиком» у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Фото 13. Ажурный тонкий Оренбургский платок помещается в гусиное яйцо.

Вяжут паутинки на двух тонких спицах, набирая при этом по нескольку сотен петель. Все они прекрасно помещаются на спице, благодаря свойствам пуха, который при вязке не только хорошо сжимается, но и прекрасно тянется.

Сначала вывязывается центральная часть платка – его основа, а затем к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных узоров: звездочек, кругов, ромбов, точек. Однако платок еще не готов. Его стирают и отбеливают. Затем мокрым его натягивают на деревянную раму или пяльцы, и оставляют высыхать для выравнивания.

Фото 14. Сушка Оренбургского платка на деревянной рамке.

После высыхания у Вас в руках окажется ажурное облако. Это и есть знаменитый ажурный Оренбургский пуховый платок, который проходит через кольцо или помещается в гусиное яйцо!

Фото 15. Просто красивый Оренбургский пуховый платок.

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все пуховницы состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

Фото 16. Современные оригинальные ажурные пуховые платки.

В заключение можно сделать следующий вывод:

история вязания крючком и спицами в России впитала в себя часть Европейской культуры вязания, преломила ее через себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз, выросших в уникальных условиях резко континетального климата Волгоградских и Оренбургских степей России.

Фото на миниатюре:

Москва, Красная площадь, предположительно конец 18 начало19 в.

Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-55, Петербург - 11 (23) ноября 1824, там же) - русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.

Во многих семьях наверняка сохранились теплые, уютные вещи, связанные из пряжи любящими руками мам и бабушек. Шарфы с кисточками, шапочки, варежки, носочки, свитера, жилетки - все это носилось с огромным удовольствием и было поистине незаменимым. Разве могло сравниться с роскошным свитером ручной вязки, в котором тепло в любые морозы, или ажурными пинетками на детскую ножку.
Впрочем – почему мы говорим в прошедшем времени - вязание спицами и сегодня остается весьма популярным видом рукоделия. И пусть не каждая девочка в наше время мечтает научиться вязать (просто потому что многие предметы одежды стало проще купить готовыми в магазине), но все же многие рукодельницы с удовольствием проводят часы за вязанием, чтобы создать единственную и неповторимую вещь, в которой сохраниться частичка души.

История возникновения вязания на спицах

Оказывается это очень древний вид рукоделия. Справедливо будет сказать, что достоверно никто не скажет, когда и почему кто-то догадался, что с помощью из скрученной нити заостренными палочками можно вязать практичную одежду. Но некоторые исторические вехи все же известны.
Предположительно, это ремесло знали еще в эпоху Троянской войны (8-7 века до н.э.). При исследовании расположенных на территории Египта коптских гробниц (относятся к 4-5 векам) были найдены вязаные вещи.
В средние века носить такие изделия могли позволить себе разве что представители высшего класса. Во времена королевы Елизаветы, которая и сама носила чулки, связанные спицами из мягкой тонкой пряжи, в Англии появились школы вязания, которые в немалой степени помогали бедным слоям населения обеспечивать свои семьи хлебом насущным. Вязаные чулки экспортировались из Британии в Германию, Голландию, Испанию.
Заметный след оставило вязание спицами и в истории Шотландии. В 17-18 веках целые семьи были вовлечены в изготовление вязаной одежды. Свитера, связанные из толстой грубой шерсти, были необходимой вещью для рыбаков с шотландских островов, именно оттуда берет свои корни знаменитое аранское вязание.
Считается, что именно из Европы норманны и морские путешественники привезли навыки вязания в скандинавские страны, где вязание спицами также получило большое распространение.
Во время французских войн с участием Наполеона женщины собирались вместе, чтобы вязать варежки и носки для солдат. Эта практика продолжалась и в период Первой и Второй мировых войн.
Различные виды вязания на спицах зародились в разных частях света Отличие состоит в моделях, орнаментах, цветовом сочетании нитей. Многие старинные приемы вязания с характерными французскими и немецкими названиями используются и сегодня.

Вязание спицами – мужское или женское занятие?

Мы привыкли считать вязание исключительно женским занятием. Однако долгое время как раз это занятие было мужским ремеслом и вязанием чулок занимались именно мужчины - причем, иногда весьма аристократичного происхождения. В летописях сохранилось любопытное упоминание о том, что чешские чулочники не примут на работу ни одной женщины, даже если за это им будет грозить денежное взыскание!
Но со временем мужчины не выдержали конкуренции - и вязание на спицах стало женской привилегией. Хотя и сегодня иногда случается слышать о мужчинах, которые очень даже замечательно вяжут спицами и крючком. Ну что же, честь им хвала!

Трудно ли научиться?

В раннем детстве автор этих строк крутилась котенком возле своей бабушки, с восхищением наблюдая за мелькающими в ее руках спицами и прыгающими по полу разноцветными клубочками. Петелька за петелькой, ряд за ряд - и вот уже готовы пушистые варежки с вывязанной снежинкой для любимой внучки. Казалось, надо стать такой же старенькой и мудрой, чтобы спицы в руках лежали послушно и нити не путались…
На практике же, чтобы освоить вязание спицами, потребовалось лишь желание и терпение. А еще, общение с опытными мастерицами, которые могли научить многим премудростям: как вывязывать спицами различные узоры, как правильно соединять нити без видимых узелков, как сшивать так, чтобы швы не были заметны и многое другое.
Сегодня легко можно найти в продаже пряжу всех видов и цветов, а также различные журналы, в которых есть простые и понятные схемы для вязания. Неоценимую помощь окажет и Интернет.
Вязание спицами недаром называют «новым видом йоги» - многим этот вид рукоделия доставляет огромное удовольствие, позволяет отдохнуть и расслабиться, а также реализовать свои творческие наклонности, проявить фантазию, придумывая новые узоры. Самое же главное, связанная своими руками вещь - будь то свитер, платок на плечи, жилетка… - станет прекрасным подарком для близкого человека. И, вероятно, поэтому вязание спицами никогда не выйдет из моды.

По материалам:
1) Книги С.Ф.Тарасенко "Забавные поделки крючком и спицами".
2) По материалам сайта Сарафан.
3) История вязания на спицах

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет.

А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.

Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!

Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.

В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли.

Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.

Мои поиски вязаного кружева начались в Италии, в Соборе Св.Петра. Среди великолепных плетеных кружев, которыми украшены алтарные скатерти и одежда, сохранилось несколько экземпляров, относящихся к 16 веку, выполненных крючком.

Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров.

Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.

В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев.

Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца , коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.

Теперь - собственно о нитках и крючках. Вязать можно любыми нитками, но всегда нужно иметь подходящий к ним по размеру крючок.

Толщина нитки должна совпадать с толщиной крючка в его самом тонком месте, то есть "на горлышке". Тонкие крючки обычно бывают только металлическими, различаются по номерам от 14 (для самых тонких ниток, например, обычная катушечная, номер 40, 30, 20, 10) до номера 00; средние или большие крючки могут быть алюминиевые, пластмассовые и деревянные, различаются по буквам от B (2,5 мм) до Р (16 мм). Это - основные крючки.

Существуют еще крючки удлиненные, для тунисского, или афганского, вязания, на таких крючках может помещаться большое количество петель, как на спице. И, наконец, "шпильковые" крючки, которые и крючками не назовешь, они представляют из себя продолговатую рамку, вокруг которой нитки сначала наматываются, как на огромную шпильку для волос, а потом обычным крючком выполняются кружевные стежки и петли.

Записывать узоры и рисунки и издавать их первыми начали голландцы, в выходившем в 1824 году журнале "Penelope". К концу ХIХ века закончилась унификация знаков и символов и были выработаны две системы обозначений: британская и американская.

В России, Европе, Америке, Африке и Азии для записывания условными знаками узоров использовали одну систему, а в Австралии, в Великобритании и некоторых странах Британского содружества - другую, британскую, но разобраться в них вполне возможно, потому что во всех ведущих изданиях приведены сводные таблицы переводов. Я почти всегда использую ту систему, по которой меня учили, американскую, русская с ней полностью совпадает.

Для того, чтобы начать вязать, нужно усвоить "азбуку". Она не велика и не сложна. Вы быстро привыкнете.

Вязание - способ изготовления одежды, бывает ручное (на спицах или крючком) и машинное.
В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную.
В 5 в. вязание процветает на Востоке и примерно в 9 в, попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита.
В Испании только в 16 в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки.

Чулки были необходимым предметом одежды, в 77 и 18 вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.

В 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую.

В конце 18 в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.
По материалам сайта Сарафан.

Мы обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к IY-Y вв. н.э., а на территории Нового Света (Перу) - к Ш веку н.э. А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, без сомнения, очень длительным.

Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к Х1Х веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов.

В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, поразительно напоминающих современные. В 1867 г. Вильям Фелкин в своем труде о истории чулок пытался с помощью более или менее логических умозаключений доказать, что вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и лишь вследствие неточности переводчиков и переписчиков, а также из-за возможной подобности терминов произошла замена слов «вязанье» и «тканье».

Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала.

В действительности Пенелопа должна была именно вязать, так как распустить быстро, без нарушений нити и без видимых следов можно только связанное полотно, но не сотканное. И на древнегреческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.

Однако это всего лишь предположения и догадки, ныне часто опровергнутые или поставленные под сомнение археологическими исследованиями. Если принять во внимание, что древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы - сравнительно сложные по технологии - относятся к III - Y в.в. н.э. и местам, весьма отдаленным друг от друга, это можно считать доказательством, что вязание возникло гораздо раньше, хотя и неизвестно, когда именно. Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, нельзя исключить возможности, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры.

А вот что нам рассказывает об истории вязания одна из легенд Древней Греции:
Легенда и реальность
Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.

Афина-Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию.
Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину.
Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи. Соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини. Но в своей работе Арахна выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила девушку челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.

И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи.
В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир - чулки и перчатки, связаные из шелка пауков.
В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию "О пользе паучьего шелка", в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана пригодным сырьем для производства шелка.

Пауки нужного вида (нефиллы) были найдены на острове Мадагаскар и в восточных областях Африки. Эти пауки, величиной с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить прочна.

В ней запутываются не только крупные кузнечики, но и мелкие птицы. Жители острова Новая Гвинея ловят такой паутиной рыбу в небольших прудах и тихих речных заводях. На острове Фиджи и Соломоновых островах сачками из такой паутины кроме рыб ловят насекомых, певчих птиц и даже проворных летучих мышей.
Ткань из паутины удивительно легкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее любых сортов искусственного и натурального шелка. Но трудность организации ее промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях...

История вязания на спицах

Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства.

Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок. А стоили они - годовое жалование королевского сапожника

Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений.

В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. Детские чулки III-Ivв. Н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках.

Позже где-то в IX-XI веках некоторые искусные вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет. Появились целые вязальные цеха.

В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия, изготовленные вручную, а особенно, изделия, связанные крючком, ведь такие изделия невозможно было повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин, которые бы могли вязать полотно, похожее не связанное крючком.

Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века хранятся в Швеции - в Северном музее в Стокгольме и в Историческом музее в Гетеборге. Обычно в Европе кофты вязали из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет назад могли выполнять многоцветные сложные узоры.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал - пряжу- можно использовать несколько раз и без особых потерь.

Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели.

Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.

При вязании изделий допустима тесная взаимосвязь стилей, узоров, сочетания спиц и крючка. С помощью выставок, журналов, демонстрации моделей можно создать свой неповторимый образ и настроение.

Одной из главных вещей любого человека является одежда. На сегодняшний день она нам нужна не только как первая необходимость, но и как возможность выделиться из масс, блеснуть вкусом или же просто похвастаться.

Издавна одежду украшали оборками, воланами, кружевами, шили из дорогих тканей и добавляли вязаные элементы. Существует много вязаных вещей и на этом виде рукоделия хочется остановиться поподробнее. Оно существует уже несколько тысяч лет и не утратило своей популярности. А где же истоки этого мастерства и кто создал первые петли на примитивных прутиках-спицах? К сожалению, мы этого так и не узнаем, потому что пряжа быстро гниёт и нам приходится делать выводы из тех немногих образцов, которые сохранились.

История вязания спицами насчитывает тысячи лет. Родиной считается Древний Египет и в гробнице одного из фараонов нашли носок с пальцем как у варежки. А в музеях Детройта находятся образцы древнеегипетских узоров, на которых отчётливо видны древнеарабские тексты. Египтяне наносили и на стены рисунки, где изображали кардиганы и жакеты. А в Каире сохранилось платье сделанное на металлических спицах и его возраст, по мнению археологов около 2000 лет.

Хотя, есть мнение, что люди занимались вязанием задолго до нашей эры. Даже в застывшей лаве Помпеи археологи обнаружили отпечатки вязаных чулков.

Европейцев с этим рукоделием познакомили копты - египетские христиане. Они путешествовали по Европе с миссионерскими целями и брали с собой много красивой одежды ручной работы. Она очень нравилась европейцам так, что ни даже переняли у коптов техники изготовления этих вещей. И таким образом вязание на спицах распространилось по всей Европе. В 13 в. во Франции вещи сделанные на спицах стали прибыльным производством. А в Шотландии вязали целыми семьями, создавая оригинальные, разноцветные узоры, которыми украшали одежду. Шотландцы также создали традиционный берет, который стал символом их страны.

Интересный факт

Ремесло в средние века было исключительно мужским, женщинам в лучшем случае разрешали прясть пряжу. Женщинам пришлось постараться чтобы отвоевать возможность изучать вязание, мужчины даже устраивали различные протесты, на которых заявляли, что не допустят женщин к этому ремеслу.

Кроме того, существовали специальные школы, где мужчины целых 6 лет учились мастерству, после чего сдавали трудные экзамены. Несмотря на это, только самые одарённые могли прославиться и вязать для богатых людей. Ведь только богатые могли позволить себе такую роскошь. Известно, что шведский король Эрик четвёртый, купил себе пару шелковых чулков ручной работы, которые стоили столько, сколько получал его сапожник за целый год.
Среди современных мастеров тоже немало мужчин вязальщиков. Например, Дэвид Бэбкок побил рекорд и на вязальном марафоне связал трёхметровый шарф, чуть больше чем за 5 часов. И даже всем известный Джордж Лукас создатель “Звёздных войн” любит уединиться со спицами в руках.

В 16 в. помощник приходского священника Уильям Ли, изобрёл вязальный станок и процесс изготовления одежды стал гораздо проще и быстрее. Но всё же массовое производство на станке, не смогло вытеснить ручное вязание на спицах и оно до сих пор очень популярно по всему миру. Практически в каждой семье, есть тот, кто увлекается этим занятием. Благодаря нему наш гардероб пополняется тёплыми вязаными носками и свитерами.

Для одних вязание на спицах это бесполезная трата времени, а для других это образ жизни и они просто не смогут без клубка и спиц. Так или иначе, но у этого рукоделия очень длинная и интересная история, которая заслуживает уважения.

Видео “Немного об истории вязания” от канала youtube - Дейграф Ирина

Вязание является одним из древнейших видов рукоделия, возраст которого исчисляется сотнями и даже тысячами лет. Не забыто оно и сегодня. На данный момент вязание - одно из самых любимых и интересных занятий представительниц женского пола. Выполненные с помощью спиц или крючков шарфы и носки, пуловеры и кофты, шапки, варежки и свитера, юбки и пальто всегда были, остаются и, скорее всего, продолжат оставаться в моде. Ведь такие предметы гардероба способны с легкостью подчеркнуть индивидуальность человека, его неповторимый собственный стиль, согреть даже в самые лютые морозы, подарить уют, тепло и хорошее настроение.

Первые вязаные вещи

Где и в какие времена возникло это рукоделие, точно неизвестно. Однако исследователи с уверенностью говорят о том, что история вязания спицами и крючком началась еще в незапамятные времена. О древних корнях этого ремесла свидетельствует находка, сделанная археологами в одной из египетских гробниц. Они обнаружили в ней вязаную детскую туфельку, которой, по оценке ученых, более 4 тыс. лет. И уже это является ярким подтверждением того, что история вязания спицами и крючком прошла множество эпох и времен. Носочек был украшен яркими полосками, а большой палец в нем отделен от остальных. Подобная конструкция изделия позволяла носить сандалии.

В Республике Перу (Южная Америка) учеными был обнаружен вязаный пояс, на котором находилось изображение колибри. Это изделие мастеров империи инков датируется 3 в. до н. э.

Следующие находки археологов относятся к периоду начала нашей эры. При этом все они указывают на значительное развитие техники вязального ремесла. Например, при проведении раскопок древнего Каира было найдено шелковое платье. Оно связано древним мастером с помощью металлических инструментов.

Во время раскопок в одной из гробниц Германии ученые обнаружили вязальные спицы. Согласно данным экспертов, находка может быть датирована 9-10 вв. н. э.

Историю вязания спицами можно изучать и по экспозициям современных музеев, которые рассказывают посетителям о жизни наших предков. Например, в некоторых из них есть подобные вещи, созданные еще в 9-10 вв. нашей эры. Эти изделия подтверждают высокое мастерство трудившихся над ними умельцев. Интересно, что первые вещи были созданы при помощи пальцев. И только позже взяла свое начало история возникновения вязания спицами и крючком.

Дальнейшее распространение ремесла

История возникновения вязания спицами в Европе началась с египетских христиан-коптов. Они совершали миссионерские поездки, в которые брали с собой необычные вещи. Это были вязаные изделия необычайной красоты, приковывавшие к себе взгляды окружающих. Таким образом, благодаря коптам и начала развиваться история вязания спицами в европейских странах. Народы многих стран этого континента настолько увлеклись подобным ремеслом, что оно порой даже становилось домашней работой.

Истоки истории вязания спицами во Франции относят к 13 в. В этой стране данное ремесло постепенно заняло большую и прибыльную нишу.

С развитием промышленности начался новый виток истории появления вязания спицами. С помощью специальных станков начали создавать шляпки и перчатки, чулки и многие другие предметы гардероба.

Если рассматривать историю вязания спицами кратко, то становится понятным, что изначально это занятие было чисто мужским. Ремесленники, представители сильной половины человечества, даже боролись за первенство в данном мастерстве с женщинами. В подтверждении этого очень кратко история возникновения вязания спицами излагает один показательный инцидент, произошедший в 1612 г. Именно тогда парижские чулочники отказались принимать на работу женщин. И только через много лет, с распространением этого ремесла по всему миру, им стали заниматься в основном представительницы слабого пола.

Краткая история вязания спицами рассказывает нам и о том, что впервые станок для создания изделий из пряжи появился в 1589 г. Его изобретателем явился помощник священника Уильям Ли, проживавший в Вильбридже. После этого промышленные производства стали вытеснять группы вязальщиков, так как последние перестали быть конкурентоспособными. Однако с увеличением выпуска изделий массового производства вещи, связанные вручную, оценивались все дороже и дороже.

Создание вещей с помощью крючка

Интересно, что предметы гардероба и аксессуары, которые создавались с помощью этого инструмента, пользовались наибольшим успехом. Ведь такие изделия обладали неповторимыми узорами и были поистине уникальными. А вот вязание на спицах, даже ручное, все же напоминало машинное.

В соборе Св. Петра, расположенном в Италии, сохранились связанные крючком кружева. Это изделия, датируемые 16 веком. Именно с данного периода в Европе стали завоевывать популярность одежда, кружево и различные предметы для домашнего обихода, связанные крючком. В 19 в. это искусство достигло своего небывалого успеха. Великолепное кружево вязалось в Ирландии мастерицами-простолюдинками, которые сами разрабатывали замысловатые сложные узоры. Со временем их мастерство достигло такого уровня, что выполненные ими кружева стали относить к шедеврам рукоделия. И сегодня ирландское кружево, связанное крючком, оценивается очень высоко.

Во многих холодных странах женщины занимались в долгие зимние вечера вязанием. Они создавали для своих семей красивую и теплую одежду. Ну а женщины-южанки спасались от знойного солнца шляпками и зонтиками, шалями и перчатками, связанными из ниток с помощью крючка.

Создание единой системы

Для того чтобы любая рукодельница смогла делать интересные и оригинальные вещи, начали даже издаваться схемы вязания. Впервые они появились в 1824 г. в голландском журнале Penelope. Несколько позже, к концу 19 в., символы и знаки для схем вязания были унифицированы. При этом возникло две системы их обозначения. Одна из них - американская, а вторая - британская.

Догадки и предположения

Понятно, что первое сообщение об истории вязания на спицах приводит нас на Ближний Восток. Однако это старинное рукоделие теряется в глубинах истории. Ведь находки археологов говорят об уже высокоразвитой технике, в которой был использован подбор цвета и составлены узоры. А что же было до этого? По мнению исследователей, люди начали вязать еще задолго до того, как началась наша эра. Уже в те далекие времена они владели техникой вязания. И предполагаемые доказательства этого находятся в самых разных государствах Востока. Например, в Бени-Хасане в гробнице Аменемита археологами был обнаружен древний рисунок на стене, который относится примерно к 19 в. до н.э. На нем изображены семиты, а четыре женские фигурки, находящиеся среди них, одеты, как считается, в вязаные жилеты.

Интересная находка была сделана и в развалинах находящегося в Ниневии дворца Сенахерибе. Здесь был обнаружен рельеф, изображающий воина Илиады, который стоит в носках, по своему внешнему виду схожих с современными.

В 1867 г. был выпущен труд Вильяма Фелкина, который сделал попытки, используя более или менее логические умозаключения, доказать версию о том, что такое ремесло, как вязание, было известно еще в период Троянской войны, а также во времена создания гомеровской «Одиссеи». И только из-за неточности в переводе и при переписке термин «вязанье» был заменен на «тканье».

Известно, что Пенелопа, которая ожидала возвращения Одиссея, давала нетерпеливым женихам обещание выйти замуж только после того, как ею будет создан свадебный убор. В то же время она распускала по ночам то, что было создано ею днем. Сделать такое без видимых следов можно было бы только с вязаным полотном, но вовсе не с сотканным.

Помимо этих доказательств существуют еще и древнегреческие вазы, созданные в период Троянской войны. На них находятся изображения пленной знати, облаченной в узкие облегающие штаны. Эти предметы гардероба напоминают вязаные трико, которые являлись одним из аксессуаров торжественного убора венецианских дожей, живших в эпоху на 2,5 тыс. лет позже.

Но стоит отметить, что сказанное выше является лишь догадками и предположениями, которые нередко опровергаются и ставятся под сомнение. Тем не менее, учитывая тот факт, что найденные археологами вязаные изделия датируются 1-4 вв. до н. э., само ремесло должно было возникнуть гораздо раньше. Хотя когда это случилось, конкретно ответить невозможно. Однако, исходя из того, что любой вид труда в прежние времена развивался довольно медленно, существует вероятность того, что такому рукоделию люди научились за несколько сотен лет до начала нашей эры.

Вязание на Руси

История возникновения этого ремесла на территории нашего отечества тесно связана с развитием данного вида рукоделия в Европе. Сложные техники использования крючков и спиц пришли к нам из Англии, Франции, Испании, Скандинавии и Италии

О том, что история вязания спицами и крючком на Руси начала развиваться именно благодаря европейским странам, говорит последовательность возникновения этого ремесла в нашем государстве. Рассмотрим это на конкретных датах. Так, мы уже знаем о том, что активно вязать крючком европейцы стали в начале 19 в. В России же эта техника получила распространение к концу того же века. Наши мастерицы использовали крючок в основном лишь для кружев. При этом они заимствовали узоры из народного ткачества и вышивки крестом, но ирландские узоры на территории нашего государства своего распространения так и не получили.

А вот история вязания спицами на Руси получила свое начало благодаря скандинавским народам, где этим ремеслом занимались в большинстве своем мужчины. У нас же за дело взялись крестьянские девушки.

В истории вязания спицами шерстяные нитки сыграли свою решающую роль. Именно они использовались для варежек, носков и чулок. Овечья шерсть также была необходима и для создания прекрасных оренбургских платков.

Появление вязаных носков в Европе

Это изделие имеет длинную и весьма интересную историю. Придя в Европу с Ближнего Востока, шерстяные носки прочно обосновались в северных странах. Например, в Норвегии вязались плотные и теплые чулки. Для их производства шла грубая овечья шерсть, в которую для надежности вплетали еще и козью. Именно в Норвегии возникли двухцветные узоры из звездочек, снежинок и оленей, которые на сегодняшний день считаются самыми модными. Эти небольшие по своим размерам изображения создавали своими умелыми руками бывалые мастерицы.

В Финляндии первые упоминания о вязании носков спицами датируются 15 веком. Связаны они с сестрами, проживавшими в монастыре праведной Бригитты. Девушки зарабатывали себе на жизнь вязанием чулок и рукавиц. Со временем это ремесло получило широкое распространение по всей стране. При этом для большей части населения оно стало являться основным источником для получения заработка. По количеству и качеству связанных изделий даже оценивали невесту. Порой девушка приносила в семью носки, которых хватило бы лет этак на 20. Иногда в создании новых изделий не было необходимости на протяжении всей семейной жизни.

В свадебных церемониях носки использовали и в Латвии. В этой стране в дом невесты сваты приносили бутылку с крепким алкогольным напитком. Если она возвращалась начатой, то считалось, что предложение о замужестве отклонено. Если же бутылку передавали назад пустой, а на ее горлышке находился вязаный носок или варежка, то свадьба должна была состояться.

Развивалось это ремесло и в Англии. Так, во времена правления королевы Елизаветы шерстяные или шелковые носки были буквально на пике своей популярности. Вязанием в тот период занимались все: и мужчины, и женщины, и дети. Особенно изящными вещи получались у маленьких мастеров. Такие изделия оплачивались очень хорошо. О масштабах ручного производства вязаных носков говорит то факт, что в середине 17 века из Англии в Испанию, Францию и Италию их отправлялось практически 10 тыс. пар каждую неделю.

Появление вязаных носков на Руси

Производя раскопки под городом Пронском, находящимся в Рязанской области, археологи обнаружили носок, на который был надет башмак. Обувь практически не сохранилась. А вот носок дошел до наших дней в намного лучшем состоянии. Позже исследователи установили дату находки. Изделия были созданы в 11-12 веке. На сегодняшний день этот носок с полуистлевшим башмаком хранится в историко-архитектурном музее города Рязани. Для исследователей был интересен не только факт того, что шерстяное изделие отлично сохранилось. Необычным был размер носка. Этот предмет был явно выше обуви и, скорее всего, снимался вместе с ней. Какова техника вязания этих носков, доподлинно не установлено. Может быть, инструментом для их создания явились вовсе и не спицы. Ведь прекрасная имитация лицевой глади получается и при одноигольном вязании.

С развитием ремесла получила свое начало история вязания шерстяных носков 5 спицами. Это позволило создавать изделия по кругу, без швов, что повышало их удобство. Увидеть такой носок можно в археологическом выставочном комплексе «Старый Гостиный двор». Причем находка сносно сохранилась до наших дней, хотя датирована 16-17 в. Вполне возможно, что с этого периода и началась история вязания шерстяных носков 5 спицами.

Эти изделия ручной работы на Руси играли особую роль в различных ритуалах и в свадебных церемониях. Они, вместе с варежками, являлись значимой частью приданого. В Архангельской области считали, что невесту можно назвать умелой, если она смогла одарить вязаными носками всю родню мужа. При этом чем больше узоров было на таких изделиях, тем более даровитой считалась будущая жена. Такие подарки считались очень дорогими. Именно поэтому носки надевали только в праздничные дни. Наибольшей популярностью пользовались узоры геометрические или изображения растений. Специально даже вязали носки из шерсти, выкрашенной в красный цвет, называя их «красивыми» и «значимыми».

Почему варежку назвали именно так?

В настоящее время существует несколько версий, которые объясняют происхождение слово «варежка». Первая из них утверждает, что это не что иное, как словосочетание «варяжская рукавица». Данное разъяснение подчеркивает заимствование этого предмета гардероба от выходцев из скандинавских стран - варяг. Вторым вариантом происхождения данного слова считают глагол «варовати». Он означает «охранять» или «защищать». Скорее всего, от холода.

Существует и третий вариант. Согласно ему, слово «варежки» произошло от «вареги», то есть «варить». Дело в том, что в те далекие времена этот предмет гардероба заваривали кипятком, после чего он становился более теплым и плотным.

Появление варежек на Руси

Считается, что это изделие пришло в наше государство из Скандинавии. После этого и началась для нашего народа история вязания варежек спицами. В Скандинавии этим ремеслом занимались, как правило, мужчины. На Руси данное искусство быстро освоили женщины. Интересно, что история вязания спицами в России рассказывает нам о том, что обучаться такому мастерству начинали с самого раннего детства. Уже к свадьбе девушке необходимо было подготовить себе приданое, в котором, помимо свадебного платья, вышитых скатертей и полотенец должны были непременно быть варежки для всей будущей родни. Причем эти вязаные изделия делились на женские и мужские. Первые из них были не только меньшими по размеру, но и отличались многоцветием и нарядными узорами. Мужские же были проще. Их вязали без резинки, для удобства в работе. Такие варежки проще было скинуть с руки, чтобы перекурить или вытереть со лба пот.

До 13 века на Руси пользовались этими изделиями только крестьяне. Бояре и дворяне носили одежды с длинными рукавами, в которых и прятали свои руки от холода. Но с течением времени мода изменилась. И представители высшего сословия также стали пользоваться варежками. Ведь рукава их одежды стали короче, а руки необходимо было защищать от холода.

Вязание сегодня

В конце 80-х годов прошлого века производители предложили своим покупателям большое количество одежды, которая была связана машинным способом. Это значительно снизило объемы вещей, созданных вручную. Популярность таких изделий падала и из-за их дороговизны.

Однако пришедший 21 век возродил древние традиции. В розничной торговле стал предлагаться огромный ассортимент шерстяной пряжи, мохера, ангоры, альпака и мериноса. Кроме этого, свою лепту в популяризацию вязания внесли многие знаменитости. Среди них - Джулия Робертс, Рассел Кроу, Камерон Диаз и многие другие. Как в далекие времена, за спицы вновь взялись мужчины.